Анализ ситуации в лагерях беженцев

Submitted by igorla on Sun, 10/21/2012 - 22:48
Весьма интересный анализ о ситуации в лагерях беженцев и психологии их обитателей. Автор живет в Вифлееме, и о лагерях беженцев знает не из газет. Сам пост хозяйка журнала не выносит из-под замка по некоторым соображениям, однако разрешила перепечатать.

Я сам далеко не со всем написанным согласен, и свои основные комментарии привел в конце.
----------------------
Всем привет! Хочу дописать до конца тему беженцев и лагерей и больше к ней не возвращаться. Тем, кто позавчера не дочитал до конца или не прочитал, я объясню свою позицию: я не отношусь к сочувствующим или осуждающим, я стараюсь реально рассмотреть проблему со всех сторон и найти ее КОРЕНЬ. Ибо, чтоб удалить сорняк с участка необходимо выкопать корневище, а не просто срезать зеленеющую верхушку. Тем более описанные травмы и следствия их можно найти в ЛЮБОМ послевоенном обществе, в т.ч. и израильском.
В Палестине это осложняется дополнительным финансированием - «медвежьей услугой» сочувствующих, низким уровнем грамотности, отсутствием правильного «высокого» языка (вот мы, русскоязычные, говорим все на высоком русском, ИНОГДА коверкая слова и вставляя мат, жаргон, сленг или иностранные словечки – а вот у арабов есть два арабских – тот, который они учат в школе, и успешно забывают сразу после нее и тот, на котором они говорят между собой, сильно отличающийся от села к селу), соответственно книги и научные статьи пишутся «высоким» языком, поэтому народ практически не читает, в основном – смотрит телевизор: сирийские, эмиратовские и саудовские каналы. Примирение с Израилем тормозит ИМХО наличие и у той, и у другой стороны ортодоксально настроенных религиозных масс, обеспечиваемых за красивое чтение молитв деньгами от государства или от богатенького шейха, подачки и там, и тут; активное навязывание религии обществу; ну и как следствие – нежелание и неумение развиваться и взглянуть на себя и другого человека со стороны (а попробуй развиться, если всё время из ТВ льётся религиозная и мыльная чушь).


лагерь беженцев Аида









Вернемся к ребеночку. У детей-беженцев отмечается или отставание в умственном и физическом развитии, или, наоборот, слишком раннее и быстрое развитие, со значительным опережением своих сверстников из благополучных стран. Во многих случаях дети, особенно подросткового возраста, живут под огромным прессингом обстоятельств, чувствуя несвойственную своему возрасту ответственность за семью и стараясь всеми силами помочь семье выжить в новых условиях, тем более, что им намного быстрее взрослых удается выучить новый язык. Однако у этих детей, несмотря на взрослый взгляд на жизнь, часто отмечается плохая успеваемость в школе и такие симптомы эмоциональной травмы, как выраженная тревожность, ночные кошмары, уход в воображаемый мир и гиперактивное поведение.

Цитата из журнала Развитие личности №1, 2002 :
У ребенка-беженца наблюдается как снижение самости, так и гипертрофированное чувство «Я». Отсутствие гармонического взаимодействия между идентификацией и обособлением приводит к отсутствию у детей-беженцев устойчивой динамической самости. В результате для каждого ребенка-беженца становится актуальным поиск идентификационных ресурсов в традиционной культуре своего народа, приносящих ощущение культурной самости и дающих определенную личностную устойчивость. Социальная ситуация вынужденной миграции оказывает влияние на психологическое развитие ребенка. Исследователями отмечаются следующие психологические особенности детей-беженцев. Во-первых, высокий уровень посттравматического стресса, поскольку бегство всегда вызвано военными действиями, жестокостью, преследованиями и пр., каждый ребенок-беженец проходит через травматический опыт, вызывающий характерные симптомы (Вострокнутов Н.В., Макарчук А.И., Тарабрина Н.В., Черепанова Е.М., Щепина А.В. и др.). Во-вторых, для ребенка характерен «культурный шок». Проблема культурной «раздвоенности», конфликта ценностей, а также другие трудности, связанные с необходимостью социокультурной адаптации к изменившимся социальным условиям затрагивают каждого ребенка-беженца (Вершок А.Б., Фарнхем А., Бочнер С.). В-третьих, исследователи отмечают, что у такого ребенка присутствует ощущение «утраты», «несчастности». Главной утратой и, соответственно, главной мечтой для них является «дом» как символ экзистенциальной защищенности (Ахерн Ф., Грининг П.). В-четвертых, большинство детей-беженцев «педагогически запущены», они обделены заботой взрослых. Ситуация миграции «переключает» внимание родителей на проблемы, связанные с материальным и физическим выживанием семьи, повышает внутри семейную напряженность (Вершок А.Б., Володина И.С., Шарова О.С.). Все это приводит к серьезным отставания в познавательном и эмоционально-волевом развитии, психологическому инфантилизму и прочим нарушениям развития, не связанным с органическими поражениями ЦНС.





Итак, 2-е поколение. Что имеем?
1) Недолюбленный ребенок, готовый пойти на все, чтобы эту любовь (и всё положенное вместе с ней) заслужить и «вырвать с когтями» от родителей, окружающих, государства. Не забывайте, в арабских семьях было много детей и часто нездоровая конкуренция, и работа локтями за внимание и заботу родителей.
2) С отставанием в познавательных и когнитивных процессах
3) С мечтой – иллюзией о доме и земле, как о символе защиты. То есть скрытая неосознаваемая мотивация – поиск защиты, защищенность, гарантий и безопасности, чтобы не было больно и страшно; но скрытое желание отрицается, рационализируется и превращается в жажду вернуть утерянные земли и дома.
4) Чаще у мужчин, но иногда и у женщин, на все это накладывалась идентификация с погибшими и исчезнувшими отцами (братьями и сестрами). Потому что мальчику обычно приводили отца в пример, а, значит, подсознание воспринимало, что на него жизненно необходимо походить. А что делать, если единственное, что о нем известно – что он погиб («был очень смелым, дрался с врагами – и погиб»)? Или того хуже – известно только, что умер? Что остается молодому парню или девушке, кроме суицидального поведения? Участие в военных стычках, драки, работа до инфаркта, терроризм.

Получаем?


Вот эти дети вырастают в персон 70-х годов с жаждой защиты и любви и инстинктом самоубийства, сотворивших такие известные события как: 
черный сентябрь, мюнхенский теракт, Лейла Халед, Наджи аль Али (создатель Хандалы), Исмаил Шаммут и все  вот эти люди. Где связь? Посмотрите на их даты рождения и биографии. Это второе поколение униженное, недолюбленное, беззащитное от страха и от этого дико агрессивное.
Можно ли это было все предотвратить? Пресловутое право на ИМХО дает мне возможность сказать ДА! Интегрируя еще тогда арабов в западную культуру и еврейское общество и сохранив за ними дома. Примерно на двадцать лет раньше великий М. К. Ататюрк (здесь я говорю именно о пользе Ататюрка для Турции, а так товарищ был еще каким деспотом и тираном!) провел подобный эксперимент над Турцией, бывшей тогда Османской Империей, увенчавшийся успехом и собственно являющийся основой успеха современной демократической Турцией. Он просто взял, как Петр 1, и насадил железной рукой европейские порядки, модернизировал турецкое общество и создал светское государство.

Что он сделал необычного для традиционного мусульманского общества: предоставил женщинам равные с мужчинами права (1926—34 годы), реформа головных уборов и одежды (25 ноября 1925 года), запрет на деятельность религиозных обителей и орденов (30 ноября 1925 года), ввёл международной системы времени (1925—31 годы), отменил свод законов, основывающихся на шариате) (1924—1937 годы) и принял Гражданский кодекс.

Уверяю Вас, здесь тоже бы подобный эксперимент (обучить людей пользоваться удочками и ловить рыбу) пошел на ура. Крестьяне-турки мало отличались от крестьян-палестинцев. А дав европейское образование и законы, можно было б уже через поколение получить достаточно законопослушных граждан. Для Израиля это было неприемлемо только по одной причине: сионизм. Хоть Израиль и заявляет о своей демократичности и свободе выбора религии на сегодняшний день, он создавался изначально, как религиозное государство, да и на сегодняшний день господа-не евреи, проживающие в Израиле, имеют гораздо больше проблем с работой и документами, чем господа – иудеи. Если бы на момент создания еврейское государство отказалось от сионизма – то этой проблемы не случилось и это доказывает опыт Турции – арабы бы во втором или третьем поколении европеизировались и стали бы недоступны для влияния ортодоксально настроенных личностей. Но это тогда бы был уже другой мир и совсем иная история.



Взято из цикла подзамочных записей у юзера syuzani
----------------------------------------------

"Уверяю Вас, здесь тоже бы подобный эксперимент (обучить людей пользоваться удочками и ловить рыбу) пошел на ура. "
Хорошая темя для романа альтернативной истории. Вряд ли это было бы жизнеспособное общество, даже при наличии местного Ататюрка. В первой половине прошлого века была слишком большая разница в образовании, умениях, приоритетах и укладе жизни между еврейскими поселенцами и арабскими феллахами.

Насчет удилищ без крючков +100. Т.н. правозащитные европейские организации наносят много вреда. Например, результатом объявления бойкота продукции, производимой на территориях, стал перевод части предприятий из промзоны Баркан за зеленую линию. Как результат - потеря сотен рабочих мест для жителей окрестных поселений и деревень. Кому от этого хорошо стало - не знаю.
----
я читал про Ататюрка. Он кроме железной воли смог увлечь народ идеей модернизации и избавления от надоевших чиновников старого халифата.
Евреи, несмотря на большую разницу между приезжими, смогли построить вполне жизнеспособное государство именно благодаря сионизму (сегодня, к сожалению, сионизм можно увидеть в действии только у поселенческой молодежи - но это тема для отдельного грустного разговора)

 я не представляю, чем можно было одновременно увлечь евреев и арабов? Избавлением от британского мандата? Так это негативная цель, и не так уж англичане мешали жить евреям и арабам.