"Птичья" мозаика в армянском храме

Submitted by igorla on Mon, 02/24/2014 - 02:41
В эту пятницу hachik повел нас посмотреть на армянскую мозаику, которая еще имеет название "птичьей".
Эта мозаика была обнаружена в 1895 году во время заложения фундамента одного из домов квартала Мусрара. Она имеет внушительные размеры - 4х6.5 м и почти полностью сохранилась.
Предполагают, что на этом месте была церковь св. Полиэктуса - офицера 22-го Легиона, принявшего христианство и убитым за это (upd. hachik пишет что эта гипотеза давно была отвергнута). Кроме этой мозаики, были найдены еще 2 поблизости, с похожим рисунком и стилем. Когда "подняли" одну из них, то обнаружили монеты начала 7 века. Ну а так как перестали строить новые церкви (или улучшать существующие) после 634 года, то мы имеем довольно точную датировку мозаики - первая треть 7 века.
У дальней от двери стены, скорее всего, был алтарь. А на полу сохранилась табула с надписью по армянски: "В память и во спасение всех тех армян, имена которых ведому Господу". Предполагается, что имеются в виду первые солдаты Римской империи(армянского происхождения), которые тайно перешли в христианство и впоследствии были замучены за их веру (3 в).



Кстати, о надписи на армянском. Армянский алфавит был изобретен Месропом Маштоцем в 406 году. Для этой цели он был у греков, затем поехал к сирийцам и в результате создал буквы не похожие ни на семитские, ни на греческие (хотя при хорошем воображении можно найти подобие некоторым греческим буквам). Интересно, что уже в 50-х годах того же века армянские паломники оставляют свои граффити в монастыре св. Катарины на Синае и в Назарете. В то время это были не простые паломники  "из народа" (предполагают что среди них были архиепископы и члены правящей династии), однако созданный алфавит привился - ведь речь идет об использовании языка в обиходе, а не в составлении документов. Пожалуй, Маштоц сделал для армянского языка то что сделал Бен Иегуда для иврита...
Кроме мозаики были найдены также 3 захоронения, а также стеклянные и глиняные сосуды. Эти находки были увезены турками в Константинополь и судьба их неизвестна.



Мозаика наполнена христианской символикой. Виноградные гроздья символизируют вечную жизнь для праведников, птица в клетке - предсказывает ревоплощение Христа в человеческом обличьи, павлин  - показывает вечную жизнь в райских садах. Птицы, клюющие виноград - христиане причащаются крови Христовой. Орел, воспаряющий к небесам - вознесение Христа. Журавль символизирует праведность. Голубка - аллюзия на завершение плавания Ноева Ковчега.




Кстати, подобные медальоны с изображениями животных можно встретить и в синагогах того периода. Например, в синагоге в Газе. Так что не исключено, что художники мозаики были не только талантливыми мастерами, но и незаурядными бизнесменами, продающими свои творения каждый раз под соответствующей легендой.

К сожалению, мозаика ничем не накрыта. Смотреть на нее и парить в воздухе невозможно. Хоть армяне неохотно водят туда группы (Илья много времени пытался на нее посмотреть), но сохранению мозаики это явно не способствует.

Красивая и интересная мозаика, к тому же отлично сделана - в начале 7-го века уже работали более грубо, с камешками более крупного размера.
Спасибо hachik и всем участникам за компанию!

Все фотки.