Единорог и еврейское богатство в замке Клойстерс, 04.08.19

Submitted by igorla on Wed, 08/07/2019 - 01:32

День начался рано. С рассветом поехал на Dragon Festival в Корона парк в Квинсе. Посмотрел пару заездов, пофотал и свалил. Как ни крути, а эти соревнования не слишком зрелищны, гораздо интереснее участвовать. Впрочем это я и так знал, еще с самого первого подобного мероприятия на Ярконе. Я ожидал гораздо более зрелищного мероприятия, но все было очень скромно, в ТА красивше, пожалуй.
Сначала планировал поехать пошляться по Манхеттену, но понял, что ехать туда на машине мне не хочется от слова совсем. Недолгое изучение карты вывело меня на объект, который мне уже давно хвалили, но все недосуг было поехать. Речь идет о замке-музее Средневековья Клойстерс на северной оконечности Манхеттена. Это не настоящий замок, но построенный по инициативе Рокфеллера специально для такого  музея.

 Я не буду описывать все экспозиции (хотя музей не дюже большой), а покажу лишь 2, мне особенно понравившиеся.

Зал гобеленов голландских мастеров на тему охоты на единорога
7 больших полотен показывают сцены охоты на единорога, умерщвления, внесения туши в замок и... неожиданного воскрешения в саду. Действующие лица - единорог, благородные особы, загонщики, собаки и другая живность. Растительный мир также выписан тщательно - исследователи насчитали 101 вид различных растений, большая часть идентифицирована.
Согласно средневековым верованиям, рог единорога обладал чудесной способностью заживлять раны и нейтрализовать яды. Например на полотне ниже единорог опускает рог и очищает воды отравленную шалфеем, который по верованиям того времени являлся ядом. Охотники еще не до конца поверили своей удаче и пока не атакуют. Также, считается плохой приметой напасть на единорога в момент его волшебного действия. Благородные доны, чо уж.


Впрочем, как видно на полотне ниже, рог может использоваться и по прямому назначению - протыкать излишне назойливых шавок.


Гобелены сотканы из шелка и шерсти, а также использованы золотые и серебрянные нити. Для красителей использованы марена (красный), вайда (синий) и резеда (желтый). За прошедшие века краски потускнели, конечно. Несколько лет назад в процессе реновации залов гобелены были сняты с рам и появилась возможность исследовать обратную сторону. Что поразительно, качество по прежнему было высочайшим - никаких свободный нитей, на изнанке было все также аккуратно, как и на лицевой стороне. Однако, оказалось, что темный лес в оригинале был ярко зеленым...
Полотна были созданы брюссельскими мастерами  около 1500 года. Впрочем, анализ одеяний, причесок и выражений лиц указывает на французское  происхождение. Скорее всего, дизайн был сделан парижским художником.
Про начального заказчика ничего неизвестно, впрочем, предполагают что инициалы А.Е., которые видны на каждом гобелены имеют отношение к первому владельцу. Это безусловно был богатый человек, такой гобелен мог ткаться годами (в зависимости от количества мастеров). Достаточно сказать, что опытный мастер создавал за час всего лишь один инч. А средняя площадь полотна в этом зале - 24000 инч. Так что неудивительно, что стоимость такого гобелена могла превышать постройку замка...


Большой размер полотен позволил изобразить больше чем одну сценку. Например на этом гобелене ("The Unicorn is Killed and Brought to the Castle") в левом верхнем углу показана кульминация охоты - единорог получает последние смертельные удары. В противоположной части пара благородного вида (владельцы замка?) принимают тушку бездыханного единорога. Надпиленный рог привязан к телу веткой. Есть религиозная интерпретация  - смерть Иисуса на кресте и терновый венец на его голове.


Интересно рассматривать выражения лиц, детали изображения. Например, мне одному кажется, что шея и голова проткнуты копьем? ;)


Финальная сцена. Единорог воскрес (аки Иисус) и резвится в садике, правда за изгородью и привязанный к дереву. Впрочем,  изгородь низкая  и ремешок накинут небрежно, но единорог уже не хочет убегать в дикие края, где за ним охотятся - он уже обрел Божественную Благодать. Кстати, красные капли на его ляжках - это не кровь, а брызги переспелого граната, растущего рядом.
Есть и более светское толкование. Золотая цепочка, которой единорог привязан к дереву символизирует подлинную любовь Поэта к своей Возлюбленной, ну а гранат означает плодородие.


Еврейское продолжение следует...