Армянская керамика в Иерусалиме, 14.12.19

Submitted by igorla on Wed, 12/18/2019 - 02:53

Снова убеждаюсь, что социальные сети могут причинять добро, если правильно выбирать френдов :) Вот и в этот раз, прочитал пост sharel об армянской керамике. Их водил Илья hachik, так что желание попасть на такую экскурсию появилось сразу. Было у меня и с кем пойти - я написал жене моего друга - Анжеле (армянке по национальности),  и они, конечно, захотели присоединиться. Недостатка в желающих не было и группа набралась быстро. Причем, люди не случайные, а интересующиеся местной историей.
Полноценный пост писать сейчас времени совсем нет, поэтому постараюсь зафиксировать хотя бы интересные моменты. Основателем армянской расписной керамики в Иерусалиме считается Давид Оганнессян. Вот тут можно почитать о весьма интересных перипитиях его жизни, а также есть книга "Feast of Ashes", написанная его внучкой.


Из мастерской Оганнессяна вышли две династии: Бальян и Каракашьян. Вот работа Мари Бальян на стене армянского кладбища в память об ее муже Сетраке и мозаика "Взгляд в Райский Сад", которую можно увидеть на улице Кореш. Появившись в семье Бальян, она расширила ассортимент их продукции, добавив птиц и райские сюжеты к традиционным цветочным орнаментам. Надо сказать, что эти новшества не сразу были приняты тогдашним мастерами из семьи Каракашьян, которые занимались художественным оформлением продукции мастерской (в то время как семья Бальян создавала "материальные носители").




К Дормициону примыкает церковь Святого Спасителя и кладбище. Там находятся усыпальницы армянских патриархов. Работу по облицовке выполнила студия Давида Оганнессяна.


Это хачкар ("хач" - крест, "кар" - камень), классический армянский крест.


Памятник погибшим солдатам Армянского легиона французской армии. Легион был сформирован по соглашению 1916 года, после войны Франция обещала поддержать автономию армян в Киликии. Первые бои под командованием генерала Алленби солдаты легиона приняли в Палестине, позже участвовали в боях в Сирии и в Ливане. В 1919 году отряды легиона вступили в Киликию и эта провинция была объявлена независимым государством, однако Франция вскоре решила поддержать Турцию и провинция потеряла независимость.



Этому недострою уже лет 40. Армянские представители утверждают, что израильские власти не дают им разрешение на постройку, но злые языки говорят о разворованных средствах...


Когда я вижу леса на у зданий Старого Города, то вспоминаю замечательную сцену с совещанием Синдериона в "Jesus Christ - SuperStar"



http://www.youtube.com/watch?v=lN4TxOd9I8Q


Интересно, армянское надгробие вмуровано в стену армянского же кладбища. В принципе, вторичное использование в стенах Старого Города встречается сплошь и рядом, однако, возможно, в этом случае может скрываться нечто большое? Надгробие самоубийцы? Еретика?


А это мастерская Агопа Каракашьяна. Туда мы зашли и посмотрели немного на процесс раскраски. После первичного обжига на изделие (тарелку, например) наносится рисунок угольной пылью через трафарет. После чего следует ручная раскраска, а потом дополнительный обжиг. Интересно, что некоторые краски сильно меняют оттенок (например голубой кобальт становится темно синим), а некоторые остаются теми же как и были до обжига. В общем, процесс не сильно изменился за прошедшие 100 лет. Печи для обжига стали электрическими (а раньше топили дровами, изредка углем), и краски обычно покупные, а не собственного приготовления.






Таблички с именами улиц в Иерусалиме отражают политические метаморфозы последнего столетия. Когда англичане взяли власть в Иерусалиме, то сначала хотели передать подряд на изготовление табличек Давиду Оганнессяну. Однако Борис Шац, основатель художественной академии "Бецалель" настаивал на участии мастеров художественной школы. В конце концов, таблички для старого города изготовила мастерская Оганнессяна, а для новой части - "Бецалель". Языки названий и их порядок изменялся со временем. Во времена мандата, большинство улиц именовались на трех языках - английском, под ним на арабском и внизу на иврите. Под иорданским правлением мастерская Каракашьян изготовила новый образец, в котором арабское название возвышалось над английским. Иногда использовались времен Мандата, но ивритские названия уничтожались.
 После освобождения города, первой стали ставить надпись на иврите. Поэтому зачастую можно увидеть имена улиц на двух табличках: одна сверху на иврите и под ней табличка с арабским и английским названием (работы мастерской Каракашьяна).


По пути в гончарную мастерскую мы зашли в армянскую церковь. Там Илья рассказал интересную историю о довольно тесных взаимоотношениях между армянской и эфиопской церквями. В частности, об армянском ансамбле "Арба Лидьоч"  (Arba Lijoch) при дворе эфиопского императора Хайле Селассия I. После турецкого геноцида в армянском квартале Иерусалима оказалось много детей-сирот. Геворк Налбандян создал из них духовой оркестр в котором играли 40 детей. Их игра так понравилась эфиопскому правителю во время его визита в Иерусалим в начале двадцатых годов, что тот попросил разрешения забрать оркестр к себе и оставить при дворе на постоянной основе. Разрешение он получил, и оркестр познакомил высший свет Эфиопии с ближневосточной  и даже немного европейской музыкой.



Одна из остановок была в "Доме Знака Качества", бывшей глазной амбулатории возле Шотландской церкви. Сама эта галерея содержит много интересных работ, но нас интересовала мозаика работы Давида Оганнессяна в нише.
Работа была выполнена в 1925 году, но стиль по прежнему принятый в украшении турецких мечетей. Например, цветочные узоры с тюльпанами. Есть еще очень красиво отделанная ниша при входе в саму церковь св. Андрея, но холл оказался на ремонте и мы туда не попали.


Завершили экскурсию в музее Рокфеллера, в котором как раз сейчас демонстрируется экспозиция посвященная столетию армянской керамики в Иерусалиме. Впрочем, сегодня с гончарным кругом и красками работают не только представители семей-основателей. Вот, например, работа Гили Гольдштейн


Очень интересная экскурсия, спасибо Илье hachik!