профессионалы




Хэн Цимбалиста

концерт | профессионалы |
Permanent Link | 2006-03-29 23:16:00
Вчера мы с Игорем побывали на замечательном концерте Хэна Цимбалиста "От Баха до Пьяццолло".
Хэн Цимбалиста - потрясающий мастер ударных инструментов и очень обаятельный человек. Перед каждым произведением он немного рассказывал о самом произведении, об инструментах, о различных техниках исполнения.
Аккомпанировал ему на рояле не менее виртуозный музыкант по имени Хосе (фамилию не расслышала). Этот Хосе родился в Аргентине, сейчас работает и преподает в Германии.

Начали они действительно с Баха - Хэн играл на ксилофоне - я даже не представляла, что можно ТАК играть! Потом исполняли разные другие произведения, латино-американскую музыку. Хэн показал различные техники игры на бубне - жалко, что словами нельзя передать, как это звучало.
Он также исполнил потрясающую импровизацию на целой системе ударных инструментов: ксилофон, барабаны, тарелки, китайские коробочки, колокольчики, гонг и еще "всякие мелочи с блошиного рынка", по его собственному выражению.
После этого Хэн взялся за зрителей. Он прохлопывал в ладоши разные ритмы, а мы за ним повторяли. Сначала все шло хорошо, но потом комбинации усложнились, и зрители начали путаться. Это было очень смешно.
Потом Хэн и Хосе исполнили еще несколько произведений, и концерт закончился. Я не могла поверить, что уже конец. Казалось, прошло только несколько минут, а между тем концерт длился полтора часа!

Резюме: очень, очень понравилось! Рекомендуется всем!
Впечатления Игоря здесь.

Немного информации с официального сайта Хэна Цимбалиста:
Когда Хэну было только пять лет, на свадьбе его потряс барабанщик. Мальчик решил научиться играть так же. Уже в двенадцать лет он не сомневался, что будет профессиональным музыкантом. Его учителями были Алон Бор (Израильская Филармония), Моррис Ланг (Нью-Йорк) и Бент Лиллоф (Копенгаген). Хэн участвовал в международных конкурсах и получал призы.
С 2002 по 2003 год Хэн Цимбалиста был художественным руководителем Ашдодского оркестра. С 2004 года он художественный руководитель Фестиваля Науки и Музыки в институте Вайцмана. Мы вообще планируем пойти на этот фестиваль с детьми, а если уж удастся застать выступление Хэна - это будет поистине здорово!

Reply

Поход в Нахаль Талькид

фото | профессионалы | поездки | миша эзер | экскурсии | йонька |
Permanent Link | 2006-03-17 10:48:00

Мы тут в тааааакой поход сходили!!!

Но все по порядку. Замечательный Миша Эзер (mangupli>) возобновил свои пятничные экскурсии.

На этот раз намечалась прогулка в каньон Нахаль Талькид в заповедние Ум-Зука на границе Восточного Шомрона и Иорданской долины. Миша надеялся, что, несмотря на обрушившийся хамсин, мы все-таки застанем там огромные ковры цветов (маки, нурийот, ахнай, ромашки), сможем поплескаться в "гевах" наполненных последней зимней водой в его русле. Кроме того, Миша написал, что каньон крутой, не требует длиных переходов, безумно красивый,удобен для лазания и доступен всем, кто любит такого рода развлечения. Годится и для детей.

И вот, в пятницу утром, мы - я, Игорь и Йонька - радостно вышли из дома, и поехали к Иорданской долине, предвкушая прогулку по коврам цветов и встречу с Красотой. Вот наша группа двинулась в путь. С камерою на груди Миша Эзер впереди. (Кстати, фотки кликабельны.)
 




Мы в начале пути. Здесь склоны восточного Шомрона обрываются в Иорданскую долину. Наряду с мягкими мелами здесь здесь имеются твердые известняки с вкрапленными кристаллическими породами. Вода прорезает в них узкие каньоны. Вот по этим каньонам мы и путешествовали. Название каньона "Талькид" дано Комиссией по Наименованиям. Слово "талькид" в переводе "конгломерат" (геологический термин, означает "осадочная горная порода"). Слово "талькид" образовано от корня каф-ламед-далет, общее значение которого "захватить, поймать". Возможно, что Комиссия приняла в расчет и это значение.

Сначала мы поднимались вверх по южному руслу ручья. Это тропинка с красным знаком. Подниматься было нетрудно, но идти было интересно, потому что все время приходилось преодолевать разные преграды. Йонька шагал увлеченно и почти не возмущался. :)

   

К сожалению, у нас в этом году засуха: все цветы уже отцвели, не пережив жарких дней. 
Но все-таки по дороге Миша рассказывал нам о разных удивительных растениях.

К примеру, это растение по-английски называется winter cherry ("зимняя вишня") за красные плоды. Это растение - родственник физалиса, крупного растения семейства пасленовых, которое на  иврите называют "тапухе аhава", то есть "яблоки любви" и иногда продают в магазинах.
"Зимняя вишня" содержит большое количество эстрогенов. Поэтому это растение - неплохой стимулятор, его используют, например, бедуины. Используется оно и в Индии и даже называется "индийская виагра". В этом месте участники экскурсии оживились, но Миша сказал, что женщинам оно все равно не рекомендуется, ибо вызывает рост волос, в частности на груди. Про мужчин рассказчик промолчал. Одна из дам заинтересовалась действием этого растения, когда Миша сказал, что оно помогает не спать. Но поумневшие члены группы тут же сообщили ей о побочном эффекте. :)
"Кстати, - предупредил Миша, - поскольку это растение семейства пасленовых, передозировка приводит к отравлению."

Поднявшись вверх, мы нашли небольшую пещерку и отдохнули в тени.



Вниз мы спускались по очень узкому, крутому северному руслу зажатому среди отвесных стенок. Вот тут-то и начались проблемы. В некоторых местах, где спуск был особенно крутым, действительно имелись обещанные Мишей скобы. Вот здесь, когда одна из девушек собиралась спуститься, Йонька закричал ей: "Прыгай!"

   

В некоторых местах приходилось пробираться под огромными валунами...

 

Но наконец мы пришли к такому месту через которое переправиться было весьма затруднительно: по обеим сторонам отвесные скалы, внизу - широкая лужа, глубиной около метра, с не очень чистой водой. Вся группа остановилась в нерешительности. С левой стороны были кое-где скобы, и Игорь спустился с их помощью. Остальные же решили спуститься вдоль отвесной правой скалы, для чего вдоль нее натянули веревки. Йоньке пристегнули карабин, и он спустился первым. Он немного боялся, поэтому я полезла рядом, цепляясь то за скалу, то за веревку и толкая висящего на карабине Йоньку. Лезть, цепляясь за веревку, оказалось нетрудно, о чем я тут же объявила всем остальным. Но, похоже, мне не поверили.

  

А вот так спускались наши рюкзаки - тоже на карабине.



Не знаю, как переправились остальные члены группы, потому что для нас с Йонькой начался следующий этап еще один спуск вдоль скалы, но уже без веревок. Мы спустились нормально, а за нами и большинство участников. Но некоторые, в том числе Игорь,  не ищут легких путей: они полезли прямо через лужу. Игорь, правда, утверждал, что это было легче.

  

Нас было 21 человек, но переход через Альпы это место занял целый час! Но в конце концов переправились все.

Потом мы достигли точки исхода, то есть вернулись к нашим машинам. Поход закончился. Могу сказать только одно: это было что-то! Совершенно незабываемые впечатления! Вострог! Возвращение в детство! Я, кстати, в своем детстве полазила немало по горам, и я счастлива, что у моего ребенка тоже будут такие воспоминания. Йоньке тоже очень понравилось преодолевать препятствия, настолько, что пройдя какой-нибудь опасный участок, он непременно хотел пройти его снова. :) Игорю тоже очень понравилось. Его рассказ здесь.

Перед тем, как разъехаться, по традиции мы выпили по глотку какой-то фигни настойки (кто не водители), а потом Миша читал нам "Наши еврейские песни", которые ему выдали на семинаре хабадников в Новосибирске. Предупреждаю: это не прикол. ;) Там люди серьезно это поют. Вот, например, такая песня:

 Нешомо
(на мотив «Чебурашки»)
Я был когда-то странной
Нешомой безымянной,
К которой там, на небе
Никто не подходил.
Но вот настало время,
Теперь я стал евреем,
И прямо в тело
Ѓашем меня спустил.

Ну что это за дело –
Душе мешает тело,
Нешомо наша хочет
Все Мицвойс исполнять.
А тело хочет кушать,
И Йецер-Ѓоро слушать,
И лопать сало,
И ничего не знать.


Но есть у нас немало
И доброго начала,
Его мы будем слушать
И как евреи жить.
Мы изучаем Тору,
Придет Мошиах скоро,
Мы знаем точно,
Нешомо победит.
 
Примечания: Нешомо - душа; Ѓашем - Бог; Мицвойс - заповеди; Йецер-Ѓоро - злое начало, плохие задатки; Тора - закон; Мошиах - Мессия.
Слова ивритские, в ашкеназском произношении.


Отчеты других участников:
klevernaya> выложила фотографии.

tyomniy> поделился впечатлениями.

entova> написала здесь, здесь и здесь. Ее же фотографии здесь.

Reply

Экскурсия в Тель-Лахиш с Мишей Эзером - часть 2.

профессионалы | поездки | миша эзер | экскурсии |
Permanent Link | 2006-02-11 22:42:00
Здесь часть 1.

Часть 2. Тель Лахиш

После перерыва Миша скомандовал: «По машинам!» (Один из участников, услышав это, улыбнулся и помахал. :) ) И мы поехали на Тель Лахиш.

Период Эль-Амарна (14 в. до н. э.)
Поселение здесь было основано в 3-2 тыс. до н. э. В 14 в. до н. э. Лахиш был завоеван египтянами. Он  упоминается в знаменитых письмах Эль-Амарна. Эль-Амарна (Ахетатен) служил столицей Египта во времена фараона Аменхотепа IV, Эхнатона. Данный архив насчитывает 381 письмо, около половины из которых являются письмами ханаанских наместников своим египетским властителям, Аменхотепу III, 1405-1367 до н.э. и его сыну Аменхотепу IV, 1367-1350 до н.э. Написаны почти все эти письма на аккадском языке, международном языке того времени. В основном наместники клянутся фараону в верности, в исправном посылании дани (а если дань не дошла – это грабители караван ограбили), жалуются друг на друга. Некоторые пишут о восставших, некоторые просят прислать военные силы. Самые умные пишут фараону, чтобы сделал что-то, пока все не развалилось. Но у Египта уже нет достаточно сил, чтобы поддерживать верных и наказывать восставших. В Иерусалиме правил в это время Абди-Хеба (Эбд-Хеб). В архиве Эль-Амарна имеется шесть писем, написанных им, он упоминается и в письмах других наместников. Вот строки из его письма, где, кстати, упоминается и Лахиш:
«Пусть Царь знает! Во всех странах мир, и только против меня ведут войну. Пусть позаботится Царь о своей земле. Страна Гезер, страна Ашкелон и город Лахиш дали им хлеб, масло и все, что они просили. Пусть позаботится Царь послать войско. Пусть пошлет Царь войско против людей, которые восстали против Царя, господина моего. Если будет войско в этом году, то останутся земли и правители городов под властью Царя, господина моего. А если не будет войска, то отойдут земли и правители городов от Царя.» (Письмо 287)
В том же письме жалуется Абди-Хеба, что египетские солдаты залезли в его дом с целью грабежа и просит наказать их.


Лахиш много упоминается и в Библии. Царь Лахиша был одним из пяти царей, воевавших против Гив'она и побежденных Йеhошуа бин-Нуном при Бет-Хороне (цари Иерусалима, Хеврона, Рамота, Лахиша и Эглона). После разделения царств (931 г. до н. э.) иудейский царь Рэхав'ам построил здесь крепость, чтобы защищать границы Иудеи от филистимлян, египтян и других врагов. В 781 г. до н.э. в Лахиш бежал царь Амация (тот, в память которого сейчас назван лес), и там же был убит.

Взятие Лахиша Санхеривом (701 г. до н. э.)
В 701 г. до н. э. Лахиш завоевал ассирийский царь Санхерив (Синахериб). Это было нелегко, потому что крепость была хорошо укреплена. Сам холм, на котором она построена – естественный, со срезанным верхом. На холме построены две стены – две системы фортификации. Одна крепостная стена построена ниже, одна выше. Нижняя стена предохраняет от оползания. Верхняя — сама крепость. Часть склона обложена камнями. Все это устроено так для того, чтобы нельзя было подкатить к крепости башню и забросить десант на стены, ибо именно так тогда велись штурмы крепостей. Еще одно достоинство укрепления в том, что крепостная стена не отвесная, а пологая. Вроде бы по холму карабкаться легче, чем по отвесной стене, но зато нет мертвых зон. Штурмующие всегда на виду, под обстрелом защитников крепости.
Но ассирийские воины применили другую тактику. Для штурма Лахиша они насыпали вал (см. картинку). И все-таки им пришлось повозиться с этой крепостью. Когда осажденные увидели, что ассирийцы насыпают вал, они принялись делать насыпь со своей стороны, чтобы поднять уровень стен. Так они соревновались какое-то время, но армия Санхерива была лучше организована да и наверно больше количественно. Ассирийцы сумели насыпать вал даже выше, чем стена. Потом они закатывали наверх легкие тараны, сбивали башенки-укрепления, а потом уже лучники добивали защитников крепости. Осада Лахиша Санхеривом упоминается в Библии, а также описывается в анналах самого царя. Есть барельеф, иллюстрирующий осаду Лахиша ассирийской армией.
Там, на вершине холма, Миша продекламировал нам слова из стихотворения Валерия Брюсова «Ассаргадон». «Только замените имя на 'Санхерив', - сказал нам Миша, - а все остальное вполне будет соответствовать истине»:

Я — вождь земных царей и царь, Ассаргадон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.
Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.

Египту речь моя звучала, как закон,
Элам читал судьбу в моем едином взоре,
Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!

Это верно. Именно так вели себя ассирийские цари, и именно такими словами писали они свои анналы. Вначале их правления некоторые области обычно восставали, а новоиспеченные цари жестоко подавляли эти восстания.

Дополнение по поводу имен: пока я писала, Игорь спросил, почему я пишу «Синахериб», если он «Санхерив». Ну, для меня он конечно Санхерив, потому что так он называется на иврите в Библии. А Саргон для меня – Саргон. Но их настоящие аккадские имена были длиннее. Аккадские имена – это чаще всего предложения. Санхерив, к примеру, называется по-аккадски Син-аххе-ириба, что значит «Син (бог луны) дал замену братьям». Очевидно, старшие братья Санхерива умерли до его рождения. Его папа Саргон II на самом деле Шарру-кен («Истинный царь») – неплохое имя для человека, узурпировавшего трон. Сын Санхерива, Ассархаддон – это Ашшур-аха-иддина («Ашшур дал брата»), а восставший против Санхерива правитель Вавилона Меродахбаладан – Мардук-апла-иддина («Мардук (главный бог Вавилона) дал сына-наследника»).


Взятие Лахиша Навуходоносором (588 г. до н. э.)
Около 588 г. до н. э. Лахиш был взят и, вероятно, разрушен вавилонским царем Навуходоносором. К этому времени относятся знаменитые лахишские черепки (остраконы). Большую часть из них нашел И. Л. Старки, британский археолог, который копал здесь в 1932-1938 годах. На черепках этих иудейские военачальники пишут друг другу записки. Мы прочитали II, III и IV черепки. В IV черепке была та фраза, упоминавшаяся во время экскурсии по пещерам Шфелы: «לא נראה את עז/קה» («Не видим Азеку»). Кстати, с вершины холма мы посмотрели и на Азеку (На картинке слева, дальний холм - это Азека).
III черепок очень интересный: один из офицеров пишет ответ своему начальнику и выражает обиду на его слова «Читай послание!», а также сообщает о последних событиях, посылает ему послание, пришедшее от пророка «מאת הנבא לאם/ר השמר» («От пророка, говорящего: 'Берегитесь!'»). Есть мнение, что речь идет о пророке Йермияhу, который предупреждал, что царь вавилонский все равно победит. Естественно, эти разговоры раздражали офицеров Лахиша.


Лахиш был снова восстановлен в V веке до н. э., в период персидского владычества. На холме есть также руины резиденции персидского губернатора.
  


Еще мы видели необожженные кирпичи на срезе. Поднимаясь на холм, Миша увидел растение «шарвитан» (эфедра), из ягод которого можно варить варенье, а арабы заваривают его цветки как чай. Чай этот обладает свойствами стимулятора или слабого наркотика – это замечание вызвало оживление у некоторых членов нашей группы.
     

Экскурсия, как всегда, очень понравилась. Мне особенно: образы из лекций и сухих статей ожили, обрели объем и цвет. Понравилось и Йоньке: о пещерах вообще говорить нечего, полный восторг, да и по крепости полазить было интересно. Правда, Йонька устал и на обратном пути уснул прямо в машине. Игорь, послушав наши рассказы, сказал, что в следующий раз обязательно пойдет на Лахиш.

Репортажи других участников:
http://rdavid.livejournal.com/67355.html
http://illluzia.livejournal.com/85229.html

Reply

Экскурсия в Тель-Лахиш с Мишей Эзером - часть 1.

профессионалы | поездки | миша эзер | экскурсии |
Permanent Link | 2006-01-31 22:38:00
Опишу еще одну потрясающую экскурсию с Мишей Эзером, на которой мы побывали мы с Йонькой. Игоря в этот раз не было, и добирались мы тремпом (спасибо Мише и Саше!). Собрались все участники в 9 часов утра на перекрестке Лахиш. Всего приехало 8 машин. Предполагалось, что сначала мы пойдем на сам холм Лахиш, с которым связано очень много интересных событий в библейскую эпоху, а потом спустимся в пещеры, которые служили укрытием восставшим во времена восстаний против Рима. Это было бы логично. Но поскольку экскурсия проходила в пятницу, решено было поменять эти две части местами: сначала пойти в пещеры, а уже потом подняться на холм. Сделано это было для тех, кто захочет пораньше уйти домой: с холма спуститься в одиночку легче, чем выбраться из пещеры.


Часть 1. Пещеры «Меарот Хазан»
Место, где находятся пещеры, называется «Яар Амация» («Лес Амации»). Это южный склон Хевронских гор, южный склон Лахиша. Лес назван в память царя Амации, который был там убит за идолопоклонство.
Холм Лахиш — стык Ханаана и Сдот Плешет («филистимских полей» - современный Кирьят-Гат). Поэтому здесь возникла крепость, как защита от филистимлян и египтян. Сюда неминуемо должны были придти и ассирийцы, воевавшие с Египтом и с филистимлянами. (Обо всем этом подробнее – в части про Лахиш). После разгрома филистимлян жизнь сюда не вернулась. Только в эллинистический период здесь снова возникло поселение.
В период Рима этот район расцвел. Ценность его заключалась в том, что здесь можно было выращивать три основные культуры, на которых держалась экономика: виноград, пшеницу и оливки. Поэтому он пользовался поддержкой римлян. Здесь существовала еврейская ферма, производящая оливковое масло. Ферма эта разрослась и разбогатела. Помещения, располагавшиеся в пещерах, выдолблены на совесть (видимо, еще в эллинистический период). Такое основательное строительство говорит о том, что эти пещеры изначально были построены для обычных сельскохозяйственных нужд, а вовсе не для того, чтобы в них прятались восставшие. Эта ферма пережила Великое Восстание, и поэтому стала базой для подготовки к новому восстанию. Нужно было построить «меарот мистор» («пещеры-тайники»). Для этои цели использовали все уже существующие помещения, в том числе и водяные ямы. (Кстати, пещеры Бет-Гуврина никогда не использовались, как «меарот мистор», потому что там было эллинистическое поселение.)
Вообще-то эта пещера была закрыта, но любители древностей сбили замки и решетки и теперь туда можно залезть. Залезли мы туда по лесенке, довольно глубоко, метров пять. Попали в зал, из которого вели несколько выходов. Пока в пещеру спускались остальные участники, дети, пролезшие первыми, весело осматривали ближайшие коридоры, светя себе фонариками. Потом мы все вместе залезли в другой зал, в котором была когда-то кухня, а позже склад. Пролезая по коридору, увидели колодец глубиной 22 м. – он доходит до грунтовых вод. Его вырыли таким глубоким уже во времена восстания, чтобы можно было добывать воду, если нельзя будет выйти наружу. Потом увидели еще один зал – водосборный. Этот зал сделан капитально – явно в эллинистический период. Имеются даже ступени для спуска к воде, если водосборная яма не полна. Здесь Миша играл на флейте, а мы слушали эхо.
   
 
После этого мы вылезли на поверхность, ну, почти на поверхность. Мы оказались внутри большой ямы, над нами было голубое небо и росло дерево. Миша сказал, что мы осмотрим еще один зал – маслодавильню, но пойдем туда не по поверхности, как предполагалось, а по подземным коридорам, где мы только что были (почему – не скажу :) ). Мы оставили вещи в яме и полезли обратно в пещеру, осматривать маслодавильню.
Знаете ли вы, что больше всего масла находится не в мякоти оливок, а в их косточках? Если сомневаетесь, подумайте: где находится больше персикового масла: в мякоти или в косточках? А орехового? И где оно лучше? Вот. Чтобы оливковое масло из косточек получить, их надо разбить. Для этого служит большой камень, который вращается в углублении, – «мелель». Когда косточки разбиты, масло вытекает из них само. Этот процесс нельзя ускорить. В результате получается масло самого лучшего качества. Такое масло использовалось даже для светильников в Храме. Есть мнение, что проблема Маккавеев, когда они хотели очистить Храм и зажечь светильник, была чисто техническая – производство масла, пригодного для Храма, требует времени. После того, как из оливок вытекло самое лучшее масло, остался жмых. Этот жмых клали в корзины, сплетенные из веревок, и укладывали эти корзины в стопочку в специальный колодец. Стопка была высокая и торчала из колодца, а сверху клалось бревно, которое давило на нее своим весом. Масло выжималось, и стопка оседала вниз под тяжестью бревна. Через какое-то время к бервну добавлялся еще груз – камень, потом еще камень... Так и назывались сорта масла: масло первого камня, масло второго камня... Ясно, что чем больше номер камня, тем хуже сорт масла.
Рядом с залом маслодавильни располагался бассейн для ритуального очищения – микве. Соблюдение ритуальной чистоты было необходимым, ведь масло делалось и для Храма. Поэтому работники маслодавильни на выходили наверх во время работы. Естественно, что где-то рядом имелись и уборные. Продукты человеческой жизнедеятельности для ритуальной чистоты не опасны.

Вылезли мы из пещеры там же, где залезли. Пошли к яме, где был второй выход, взять вещи. После этого устроили перерыв: перекусили, поболтали. Как всегда, Миша играл на гитаре и пел песни на разных языках.

Часть 2.

Reply

Ночные блуждания по пещерам Шфелы

профессионалы | поездки | миша эзер | экскурсии |
Permanent Link | 2006-01-08 15:52:00

Звезды видят группу граждан,
на всю голову больных...
                 Т. Шаов




Начало
Когда люди слышат, что мы ходили на экскурсию по пещерам ночью, они спрашивают: "А почему ночью? Неужели нельзя полазить по пещерам днем?" Ну что им сказать? Можно, конечно. Но ночью действительно круче. Когда ты не в пещере, над тобой звезды - целое небо звезд! Близко! А вокруг темно, ничего не понятно, все выглядит по-другому.
Хотя когда мы встретились, была еще никакая не ночь.
Встретились мы на Мицпе Масуа. Сначала просто полюбовались закатом.
Потом подошли остальные участники вместе с экскурсоводом Мишей (mangupli>) и начались обещанные умные речи.
"Масуа" - это сигнальный огонь. Здесь, как и на других таких высоких точках, когда-то сидели наблюдатели и, разводя костер, сигнализировали о чем-нибудь, к примеру, о приближении вражеских войск. 
Вот например, при раскопках Лахиша была найдена переписка иудейских военачальников. Письма написаны на глиняных черепках. В одном из писем офицер сторожевого поста пишет, что они больше "не видят Азеку". Имеется ввиду, что враги вошли в Азеку, и оттуда перестали поступать световые сигналы.

 А сегодня мы стоим и просто обозреваем окрестности. Если посмотрим на восток - увидим Гав-ha-hар, горный хребет, по форме напоминающий французскую булку.
Все, что ниже этого хребта, называется Шфела ("низменность"), хотя низменность относительная. Есть высокая Шфела (400-450 м.) и низкая Шфела (200 м.). А вот само побережье в расчет вроде и не принималось, поскольку было не очень пригодно для жизни. В одном из пиютов есть обращение к Господу: "Помилуй жителей побережья, чтобы их дома не превратились в их могилы".

Эрец Плешет: название "Плешет" пришло в иврит из одного из языков народов, населявших это место. Для евреев "Плешет" ассоциировалось с глаголом "лифлош" - "вторгаться", что исторически в общем-то оправдано: оттуда все время кто-нибудь нападал.

Весь этот район утыкан пещерами. Пещеры рукотворные, их было очень легко рыть, потому что порода - мягкий мел. В отличие от известняка, мел не образует пустот, а впитывая воду, обретает эластичность. Под действием дождевой воды и солнца, этот мел насыщается сульфидами, вследствие чего образуется очень прочный верхний пласт, который не дает пещерам обвалиться.
После такого вступления расселись мы по ступам по машинам и поехали обозревать собственно пещеры.








Хирбет-Итри

- Вы мотыгами, что ли, копали?                
- Нет, кисточками...                                
- Тогда перед нами первое свидетельство  
знаменитой римской казни мечом...
(Из диалога паталогоанатома и археолога)


Первое место, которое мы посетили было селение Хирбет-Итри. Это селение было раскопано совсем недавно, где-то в 2000 году. Арамейское название - "Кфар Атра" ("место"). Первый погром произошел здесь во время Великого Восстания (известного как Иудейская война, 66-73 гг.). Иосиф Флавий упоминает это название - "Кафарата" - и пишет, что было разорено место, которое жители называли городом. Когда раскопали это место, на одном из черепков нашли написанное название - "Атра". Так идентифицировали это место с Кфар Атра. Но во время Великого Восстания селение не было уничтожено. Оправившись от разорения, еврей начали готовиться к следующему восстанию.
Восстание Бар-Кохбы готовилось 60 лет (70-133 гг.). Под самым носом у римлян евреи все здесь изрыли пещерами, а потом в этих пещерах скрывались и жили. В пещерах сделаны вентиляционные отверстия, сейчас они заткнуты камнями.
Во время восстания Бар-Кохбы селение Кфар-Атра было уничтожено окончательно. После этого здесь ничего не было. Откуда мы знаем? Потому что все, что было здесь обнаружено при раскопках, принадлежит к периоду Бар-Кохбы. Вот счастье-то для археологов - запечатленное мгновение истории! Слепок.
Первыми, кто копал здесь, были местные жители-арабы. Это был такой промысел: откопать что-нибудь и продать. К примеру, монеты. До 1986 г. в израильских музеях было около 1000 монет Бар-Кохбы. Ни одна из них не была найдена законно - все скупались у грабителей.
Официально копали здесь Амир Ганор и Боаз Зуссо. Они установили связь с местными "черными археологами" (не путать с Белыми Спелеологами! :)), один из которых, Саид, стал их первым помощником, правой рукой. Он вывел их на нетронутую систему из восьми тоннелей, в которых нашлись монеты (6000 монет!), утварь, керамика. Там же нашелся и вышеупомянутый черепок с названием. 


Хирбет-Мадрас
После Хирбет-Итри мы поехали в Хирбет-Мадрас.
Это место Великое Восстание почти не тронуло. Здесь мы видели погребальные пещеры, колумбарии (пещеры для разведения голубей). Голуби - признак эллинистического района. Есть даже галахическое правило, касающееся покупки голубей: в месте, откуда большая часть голубей идет на языческие нужды, голубей покупать нельзя.
Видели пирамиду, единственную в Израиле, под которой был кто-то похоронен, видимо, еврей. Очевидно в те времена полагали что для души надо строить специальное хранилище.
После пирамиды Миша сказал, что сейчас мы полезем еще в одну очень классную пещеру, причем полезут все. И пошел эту пещеру искать. Но пещера почему-то не находилась.
Полазив по развалинам и пещерам, восприняв солидную дозу информации о восстаниях вперемежку с археологическими байками, участники экскурсии уже слегка подустали. Начались упаднические настроения, послышались возгласы типа "А может, ну ее, эту пещеру...", "А давайте голосовать..." Судьба посещения нами пещеры оказалась под угрозой.
Тут из темноты вышли два человека и стали давать Мише какие-то советы. Откуда они взялись? Что они подумали, встретив ночью странную группу людей с фонарями, которые ищут пещеру?
Под конец они сказали: "Мы только вернем вас на маршрут". На что Миша ответил, что с маршрута мы не сходили. "Правильно, - подтвердил кто-то, - Где мы идем, там и маршрут!"
А пещеру Миша все-таки нашел! И мы туда полезли. Миша сказал, что здесь пролезут все, не надо беспокоиться. Но на самом деле троих человек мы потеряли там были места, внушающие беспокойство. В залах можно было встать почти во весь рост, а вот коридоры были настолько узки, что приходилось ползти, иногда даже по-пластунски. Причем коридоры не всегда шли горизонтально, иногда спускались и поднимались, иногда даже почти отвесно. Но никто не застрял, это правда.
   

В залах мы тоже развлекались: выключив фонари, слушали страшилки и хазанут Миши.

Культурная программа
Ну, после такой экскурсии устроили мы совместный ужин, обмен впечатлениями. Миша играл на гитаре, пел песни. Мы подпевали. :)
  



Закончилось все мероприятие в два с чем-то. Было очень интересно, но не только. Было еще по-настоящему радостно, захватывающе, как в детстве. Очень-очень понравилось.


Остальные фотки здесь.



Reply

Хават Дуби, часть третья

профессионалы | поездки |
Permanent Link | 2005-11-10 21:17:00
Поход

Первая часть здесь.
Вторая часть здесь.

Итак, мы начали собираться в поход. Нас было семнадцать человек, но лошадей было только тринадцать. Зато вместе с нами выезжал джип с обозом, и в этом джипе должны были ехать четверо из нас. Конечно, не все время. Джип и конный отряд собирались ехать не вместе, а каждый по своему маршруту, но каждые полчаса встречаться. Тогда-то и предполагалось, что пассажиры джипа будут меняться. То есть каждому из нас выпадало ехать в джипе в среднем два раза по полчаса. Что касается меня, то я бы вообще не садилась в этот джип, а ехала бы все время на лошади. Но так как такого же мнения была почти вся группа, пришлось соблюдать очередность. Это Дуби подстраховался на случай, что кто-нибудь устанет и не сможет продолжать путь верхом. Кроме пассажиров джип вез прицеп с водой, продуктами и посудой, потому что обедать мы планировали на другой ферме, у друга Дуби.
Общими усилиями мы загрузили прицеп, решили, кто первым поедет в джипе, надели на головы соломенные ковбойские шляпы и собрались в манеже. Томер и Рути начали выводить оседланных лошадей. Мы стали садиться на лошадей и езить по кругу в манеже, как вчера.

Теперь, после урока Рути, мы знали, как управлять лошадью. В рот лошади вставлено приспособление, которое называется трензель. К этому трензелю привязаны поводья. Наездник легонько тянет поводья с левой стороны – лошадь поворачивает налево, с правой – направо. Если потянуть с обеих сторон, лошадь останавливается.
Мы ездили по кругу, а Рути командовала: «Держитесь ближе к забору! Поворачитайте там, где хотите вы, а не лошадь! Пятки опустите! Поводья укоротите!» Наконец все были на лошадях. Дуби и Томер тоже вскочили в седла, и мы тронулись. Рути с нами не поехала.
Ехали мы колонной. Именно колонной, а не организованной толпой.


Если лошадь выбивалась из колонны, нужно было ее возвращать. А еще держать дистанцию от впереди идущей лошади. Вот моя первая кобыла.


Сначала у нас с ней все шло прекрасно. Лошадь шла именно туда, куда я хотела. Но вдруг она свернула с дороги и стала объедать какой-то куст у края дороги. Поев, она перешла дорогу, мешая двигающейся колонне, и занялась кустом, растущим с другой стороны. Все мои попытки вернуть блудную кобылу в колонну не увенчались успехом. Моя свободно шатающаяся лошадь привлекла внимание остальных, и тут одна из девушек заметила, что у моей лошади трензель выпал изо рта, а уздечка болтается на плече. Я сверху этого увидеть не могла. Зато теперь все стало ясно: лошадь просто не чувствовала моих команд. Я спустилась на землю, Томер подъехал и привел упряжь в порядок.
Тем временем произошла первая стыковка с джипом. Кому-то надо было сменить ребят в джипе, и мы с Игорем решили, что это будем мы, все равно ведь придется.
Водитель джипа Руби знает в этих краях каждую травинку.


Он показывал нам окрестности и рассказывал о них. А еще он искренне недоумевал, чего мы рвемся к этим лошадям, когда у него в джипе и кондиционер, и удобство, и интересные рассказы.
Руби показал нам один родничок, за которым он ухаживает собственными руками. Там мы сфотографировались.


Полчаса в прохладном джипе пролетели незаметно, и мы снова присоединились к конному отряду. На этот раз мне досталась другая кобыла, вот такая.


С этой лошадью у нас было полное взаимопонимание. Мне не нужно было даже тянуть за поводья: если я наклонялась чуть-чуть в сторону, лошадь чувствовала это и поворачивала в эту сторону. Если я откидывалась назад, лошадь притормаживала, а когда я чуть наклонялась вперед, то и лошадь шла себе вперед. Это было такое классное ощущение слияния, что когда после обеда Дуби предложил мне (наверно, из-за моего высокого роста) сесть на огромную прекрасную гнедую кобылу по имени Виски, я отказалась в пользу своей лошадки.


Обедали мы на ферме друга Дуби. Сначала привязали коней к коновязи – пригодилось умение.


Потом пошли готовить обед. Тут Дуби снова в полной мере продемонстрировал свои способности руководителя. Он сказал: «Смотрите, как сейчас будет здорово! Нарезайте кусочками лук и сосиски. Один человек ставит кастрюлю на огонь, второй льет в нее масло. Потом кидаем лук и сосиски. Еще кто-то открывает банки с бобами и кукурузой», – и так далее в том же духе. На вопросы типа «А где бобы?», «А где открывашка?» Дуби неизменно отвечал: «Все есть, надо только искать». И мы искали. Так, общими усилиями и под чутким руководством мы довольно быстро приготовили какое-то варево, которое Дуби назвал мексиканским блюдом.


Во время обеда произошло еще одно событие: доктор Илья упал, кажется с забора. Теперь в нашей группе было два пострадавших.
Пообедав и отдохнув, мы напоили лошадей и двинулись дальше.


Иногда шли по полям,


иногда – по воде.


Ради самых продвинутых в нашей группе наездников Дуби часто переходил на рысь.


Не могу сказать, что это мне очень понравилось. «Если вы не умеете попадать в такт, просто вставайте в стременах», – сказал Дуби. Сначала я действительно вставала, а потом мне удалось поймать темп. Но рысь все же наверно не для меня.

Больше всех в этом походе работал Томер. Кроме того, что он объезжал молодую кобылицу, он еще разруливал наши мелкие неурядицы, наливал воду лошадям, а после обеда даже помыл кастрюлю. А Дуби ехал себе во главе колонны и в ус не дул.
Когда мы приблизились к ферме, лошади, почуяв дом, заволновались. Некоторые, в том числе и моя лошадка, не хотели останавливаться на остановках, а все норовили продолжить путь домой. Вот здесь я пытаюсь остановить свою кобылку.


Один из жеребцов, по имени Гади, вообще плюнул на команды своего всадника. Он почему-то вообразил, что все вернутся в конюшни, а он, Гади, останется, и взбунтовался. Наверное, что-то в этом роде думала и моя лошадь. Короче, все подустали, даже Дуби потерял самообладание и орал на Томера, а Томер носился, как угорелый, восстанавливая порядок.
Но, тем не менее, в конце концов все вернулись на ферму.

Здесь на переднем плане с перевязанной рукой тот парень, что упал во время завтрака.



Лошади отправились в стойла,


а мы вернулись в наше помещение попить чего-нибудь прохладительного и обменяться впечатлениями. Все были довольны. Доволен был и сам Дуби: все овладели основами общения с лошадью, никаких аварий не произошло. «Даже те двое, что упали, – отметил, улыбнувшись Дуби, – упали не с лошадей».

Так закончился наш поход. Закончилось и пребывание на ферме. Мы вернулись домой поздно вечером. Конечно, на следующий день болели мышцы, особенно рук, а возвращение из сказки в повседневность казалось каким-то неестественным. Потом все вошло в колею, но пребывание на ферме Хават Дуби осталось ярким и интересным эпизодом. Я рада, что мы это сделали, и надеюсь, когда-нибудь будет продолжение общения с лошадьми.

Reply

Хават Дуби, часть первая

профессионалы | поездки |
Permanent Link | 2005-11-07 13:16:00
Теория и немножко практики


Мы с Игорем провели сутки в интересном месте, узнали кучу новых вещей и получили море впечатлений! link">Здесь впечатления Игоря. Место это – лошадиная ферма Хават Дуби, расположенная рядом с поселком Рамот Менаше неподалеку от Йокнеама. Мы приехали туда под вечер, часов в шесть, и уехали на следующий вечер. Все это время мы с группой таких же новичков постигали основы верховой езды, да не просто верховой езды, а в стиле Вестерн, то есть в стиле ковбоев Дикого Запада. Вообще, только войдя на эту ферму, уже ощущаешь себя на Диком Западе - тебя сразу встречает вот такая «индейская народная изба».


Это ощущение остается и тогда, когда входишь в помещение: все из дерева, длинные столы, седла, висяще под потолком...

Для хозяина фермы Дуби Сельмана лошади – не просто профессия, это образ жизни.


Дуби в седле с семи лет, он разводит лошадей и профессионально тренирует их. Этот человек знает о лошадях необыкновенно много, и, по его мнению, прежде чем подойти к лошади, каждому необходимо узнать хоть немного о прошлом этих животных и их повадках. Поэтому в самом начале он нам поведал следующее.
Есть несколько вещей, которые характеризуют лошадей. Во-первых, лошадь – стадное животное. Она не любит ходить одна, ей гораздо комфортнее в стаде. Во-вторых, лошади – не хищники, а совсем наоборот, в природе они часто становятся жертвами хищников. У нее нет оружия против хищников, например, рогов, как у коровы, поэтому когда лошадь чувствует опасность, она просто убегает, и убегает очень быстро. Кстати, лягает задними ногами она только тогда, когда ей некуда бежать, когда она в тупике. В природе это случается редко, потому что, в-третьих, лошадь – животное степей, открытых пространств. К лесу или гористой местности лошадь приспособлена плохо – неудобно убегать, если что. В-четвертых, лошади плохо видят. Их глаза расположены по бокам головы, поле зрения лошади – 350 градусов, но остротой зрения она похвастаться не может. Зато может похвастаться превосходным слухом и обонянием. Большинство лошадей – левши, поэтому подходить к лошади нужно слева, там где передняя нога. Два полушария мозга лошади не связаны между собой, поэтому соображает она хуже, чем некоторые хищники. Поэтому лошадь постоянно начеку, готовая убежать. Как известно, лошади даже спят стоя.
Лошадь была приручена 5 000 лет назад. Этого времени оказывается недостаточно, чтобы изменить природу животного. Скажем, волк и собака – два разных вида, волк – дикий, собака – домашняя. Лошадь же пока еще животное не совсем домашнее, она слишком хорошо «помнит» свою жизнь среди дикой природы. Новорожденный жеребенок приходит в мир с сознанием, что этот мир для него опасен.
Поэтому тренер лошадей придерживается определенных принципов. И тех же принципов должен придерживаться всякий, кто хочет ездить верхом. Во-первых, самое главное постоянно чувствовать себя уверенно и не бояться. Потому что когда человек боится, лошадь не понимает, что он боится ее. Она думает: «Человек боится – значит, есть опасность», и тоже пугается. А скрыть страх невозможно: лошадь чувствует адреналин по запаху. Во-вторых, не стоит смотреть лошади в глаза. В глаза смотрит хищник, когда нападает. Лучше всего смотреть на уши: одно ухо у лошади всегда слушает, что вокруг, второе – обращено к человеку и слушает его. В течение этой лекции Дуби несколько раз подчеркнул, что все эти правила верны и для работы с необъезженными, дикими лошадьми, но мы-то будем иметь дело с покладистыми и послушными лошадками, но даже с ними важно все это знать. Чтобы вызвать у лошади доверие, нужно постоянно сообщать ей уверенность: «Я ведущий, я здесь, все в порядке». Чтобы выразить лошади свою любовь, достаточно похлопать ее по шее. Чтобы добиться от лошади желаемого, бесполезно предлагать ей еду. Такой способ хорош для дрессировки хищников. А лошадь просто поймет, что еда растет на вашей руке. Тренируют лошадей по принципу: давление – прекращение давления. Давление может быть любым: физическим (толчок, потягивание поводьев), звуковым (хлопки в ладоши, понукание голосом), или просто соответствующий жест. Давление – это неудобство для лошади. Она хочет, чтобы ее оставили в покое. И она получает это, как только выполняет команду. А еще важно не сдаваться первым и не прекращать давления, пока лошадь не послушается, а то она поймет, что никакой вы не ведущий. Голосовые сигналы, которые понимают ковбойские лошади Дуби, совсем не «Но!» и «Тпру!», а пощелкивание языком для понукания и «Уооу!» для расслабления.

Вооруженные всеми этими сведениями, мы в тот же вечер вышли в манеж, горя нетерпением применить полученные знания на практике. Но в манеже мы никаких лошадей не увидели. «Невидимые лошади», – сказал кто-то. «Тестралы», – решили мы с Игорем. Но лошади оказались вполне видимыми и настоящими, их вывели в манеж из конюшен Дуби и его помощник-подмастерье Томер.
Дуби показал нам, как подходить к лошади, как вести ее вперед и назад, как садиться, ехать вперед и назад и останавливаться. Все мы по очереди проделывали эти действия. Дуби указывал на ошибки, поправлял. Кто заканчивал, переходил в другую половину манежа, в ведение Томера. Тот помогал нам сесть на коней, и мы ездили по кругу.


Когда совсем стемнело, мы пошли ужинать. После ужина Дуби рассказывал нам разные ковбойские байки, а потом учил нас бросать лассо.


Некоторые попробовали бросать сами, но до меня очередь так и не дошла. Жалко! Зато Игорю вполне удалось попробовать себя и в этом ковбойском мастерстве.


Было уже поздно, а ночевать нам предстояло в палатках. Мы нашли место, поставили палатку в полной темноте, лишь слегка подсвечивая фонариком, и легли спать. Несмотря на парочку не замеченных и забытых под палаткой камней, я выспалась превосходно - еще бы, никто ведь не мешал! - а вот Игорь, похоже, не очень. Во всяком случае, лег он позже меня, а встал раньше. Засыпая, я слышала, как и другие ребята ставят свои палатки вокруг нашей, а утром мы сфотографировали целый палаточный городок.


Итак, нам предстояло провести еще целый день в этом удивительном месте – Хават Дуби.
Продолжение.

Reply
|
Etana (100)
Titles only



Locations of visitors to this page