поездки




О деревне Лифта, кактусах и еврейских бесах - Часть 2.

фото | поездки | миша эзер | экскурсии |
Permanent Link | 2006-08-23 14:26:00

Начало тут.
В общем, вошли мы в эту самую никбу. Под ногами холодный ручей, проход узкий, темно. Мы светим себе фонариками. Так дошли до конца, в смысле, до начала источника.


Кое-как устроились на камнях, погасили фонарики, и в темноте Миша поиграл на своей флейте.


А потом рассказал такую историю:
Однажды раби Ханина бен Доса решил окунуться в микву. А любил он это делать примерно вот в такой никбе, как эта. Но там, видимо, имелось подземное озерцо. Так вот, вошел, значит, раби Ханина бен Доса в никбу, чтобы окунуться в микву, а в это время пришли нехорошие самаритяне и завалили вход в никбу большим камнем. Так и пришел бы конец раби Ханине бен Доса, если бы не бесы, обитавшие в том самом озерце. Вышли они погулять, возвращаются к себе – глядь: вход камнем завален. А надо сказать, у бесов очень сильны традиции: они каким путем шли, таким и вернуться должны. Поэтому если вы встречаете беса на узкой тропинке – уступите ему дорогу, у него нет выбора. Если перестраиваете в доме дверь, на месте старой оставьте хотя бы дырочку. А то бедный бес не сможет выйти, если что. Так вот. Возвращаются, значит, озерные бесы к себе в естественную среду обитания, а тут этот камень. Ну, они его и откатили. Таким образом раби Ханина бен Доса тоже смог выйти из никбы. Но это еще не все! Сунулись было бесы к себе в озеро, да не тут-то было. И сказали они раби Ханине бен Доса: «Эх, раби Ханина бен Доса! Что же ты наделал! Мы тебя, можно сказать, от смерти спасли, а ты окунулся в озеро с такой мощной каваной (намерением совершить благодеяние), что воды озера стали для нас смертельны!» Вот так праведный еврей, сам того не желая, ответил бесам злом на добро.
Когда мы собрались выходить из никбы, то тоже обнаружили у входа камень Миша взял у меня Максимку, а взамен дал мне свою флейту. Я отдала фонарик Йоньке, шла в темноте по ручью и дудела. Ощущения незабываемые! Сам Миша, правда, прокомментировал мои звуки словами классика: «Домового ли хоронят? Ведьму ль замуж выдают?» Хм! А что? Мы же и так всю дорогу вспоминаем бесов…

Выйдя из никбы, мы спустились еще немного вниз и походили по разрушенной деревне. Поглазели на устройство домов, выучили звучное арабское слово «рэльс», а потом, на развалинах часовни мечети устроили перекус и отдых.


Миша сварил на примусе кофе, играл на гитаре, пел песни. А еще – рассказал историю о том, как появились в Израиле кактусы.

Хотя словом "кактус" ("цабар") на иврите называют людей, родившихся в Израиле, сами кактусы появились в Израиле не так давно, во второй половине 18 века. Сам этот факт уже мало кого удивляет. А вот как и зачем они появились, знают не все. Оказывается, кактусы завезли из Испании сперва в район Марокко, потом в Израиль, чтобы разводить кашинель - вид насекомых, которые производят краситель красного цвета. Увы, для разведения этих самых насекомых кактусы почти не довелось использовать - два немца открыли синтетическое производство такого красителя, и кактусы не пригодились. Но тем не менее, они отлично прижились в Израиле.


Все фотографии тут.



Reply

О деревне Лифта, кактусах и еврейских бесах - Часть 1.

фото | поездки | миша эзер | экскурсии |
Permanent Link | 2006-08-16 23:03:00
Еще одна потрясающая экскурсия с Мишей Эзером (
mangupli/>). Кто не в курсе - описания некоторых прошлых экскурсий находятся по метке «Миша Эзер». Жалко, что описана только очень маленькая часть из того, что было перехожено и пережито...
Итак, Лифта. Разрушенная арабская деревня в районе Иерусалима. Можно сказать, археологический объект.



Название деревни Лифта связывают с названием Мэ Нифтоах, упоминающемся в книге Йеошуа бин-Нуна (Иисуса Навина) как южная граница колена Биньямина: «Южною же стороною от Кирьят-Йеарим идет передел к морю и доходит до источника вод Нифтоаха» (Нав. 18:15).
На самом деле название «Мэ Нифтоах» происходит от имени египетского фараона Меренптаха, который фиг знает зачем забрел сюда в 1219 году до н. э. и разбил свой лагерь недалеко от того места, где потом был город Давида.
Вообще фараоны ходили сюда в основном собирать налоги. И то, они шли по побережью и сворачивали в Изреэльскую долину. А в горы не совались. А вот Меренптах подошел к Иерусалиму. Хотя понятно, зачем он забрел в горы. Он шел восстание подавлять. И подавил-таки.
«Плачет Газа, опустошена до конца, рыдает Аскалон, взывают в отчаянии жители песков. Уничтожен Израиль, нет его семени и не возродится», – говорит египетская надпись, описывающая этот поход Меренптаха (стелла Меренптаха). Это первый небиблейский источник, в котором упоминается Израиль. А перед словом «Израиль» в этой надписи стоит детерминатив «шатер», что означает «народ», а не «страна». Потому что поскольку это времена Йеошуа бин-Нуна, Израиль еще неплотно сидит на своей земле.
Со временем имя «Меренптах» ивритизировалось и превратилось в «Мэ/Мааян Мифтоах/Нифтоах» («Вода/Источник Мифтоах»). Кстати, слово "птах" в имени фараона - это не семитский элемент, это имя одного египетского бога.


Мы спускаемся немного, и, прежде чем подойти к источнику, останавливаемся под деревом, которое называется «майиш» (или «миш»).
Примечание: Миша сказал, что есть этимологическая связь между Этим названием и ивритским или моавитским именем Ме(й)ша. А как же айин? Или это вообще разные имена, а про Моав – это была шутка?
Знаменито это дерево тем, что оно отпугивает духов воды. Поэтому если вы подходите к источнику, на всякий случай запаситесь веточкой такого дерева. И потом, увидев в источнике какого-нибудь, к примеру, козла, сможете смело сказать ему: «Тайиш, тайиш, тайиш! У меня есть майиш!» И козел, или какая-нибудь другая нечисть, обязательно испугается.
Существует легенда о Шломо, которому, когда он строил Храм, всякая нечисть вредила. То в раствор наплюют, то кирпичи побьют, то еще что. И так продолжалось, пока он не додумался обсадить стройплощадку деревьями майиш. Потому что это единственное дерево, в тени которого не может находиться бес. В Европе подобными свойствами обладает омела, а у нас – майиш.


А вот почему у источника может подстерегать подобная опасность? Потому что еврейские черти – это вам не русские черти. Вот где, к примеру, живет русский водяной? В болоте, это всем известно. Кикиморы – тоже. А вот ни один нормальный еврейский черт в такое место не полезет. Еврейские черти селятся только в хотя бы чуть-чуть окультуренных источниках.




Итак, подходим к источнику. В еврейской традиции источник уподобляется женщине – «мааян хатум». В том смысле, что чтобы до него добраться, нужно пробить глинистый слой, то есть прорубить «никбу» – такой тоннель. Есть, допустим, холм. Внутри он состоит из известняков. Известняки пористые, как губка, и в них скапливается вода. И вот если в этом холме прорубить такую трубу, по ее стенкам будет стекать вода и проистекать наружу, служа кроме прочего и символом вечно изменчивой и постоянной Торы.



Фотографии кликабельны.
Продолжение здесь.


Здесь написал сам Миша. Всем читать! :))
Еще отчет: http://janataha.livejournal.com/72287.html

Reply

Поход по нахаль а-Мэара (Пещерному ручью)

фото | поездки | максимка | экскурсии | йонька |
Permanent Link | 2006-07-21 11:56:00
Сходили в поход по нахаль а-Мэара (Описание маршрута на сайте "Тиюли"). Нас было четыре машины, семеро взрослых и шестеро детей. Маршрут - 7 километров, обозначение тропинки - белое-красное-белое, шли только вниз, предварительно отогнав одну из машин на конец маршрута.



Короткой строкой, только самые интересные момены:
На подходе к источнику Эн-Бет-Итаб нас нагнало, поднимая неслабую пыль, стадо овец. Овец сопровождали пастушьи собаки. Не обращая на нас внимания, овцы спокойно утоляли жажду водами источника. Над ними кружились осы, на которых овцы тоже не обращали внимания. Мы сразу почувствивали себя то ли две, то ли три тысячи лет назад. Думаю, картина была похожая.


Зато наши дети, урбанисты и технократы, были счастливы! Еще бы, живые овцы, да еще так много, плюс парочка коз.


Отдых и перекус в крепости крестоносцев.


Йонька на смотровой площадке замка.


Тропа непростая, то и дело приходилось преодолевать крутые камни...


Некоторые сверялись с картой. Максимка, например.


Но в некоторых местах каменный покров, огромный и гладкий, порадовал наших детей, незнакомых с ледяными горками.


Видео:


Дошли до Мэарат а-Теомим (пещеры Близнецов), вошли в нее. Прохлада, влажность, темнота и писк летучих мышей. Озеро, из которого по преданию испила бесплодная женщина, после чего родила близнецов.


Ближе к концу маршрута Максимка вырубился и спал то на руках, то на плечах.


Дети устали, но поход вроде понравился. :) Все фотки здесь.


Reply

Поездка на север 25-29 апреля

поездки | максимка | детское | экскурсии | йонька |
Permanent Link | 2006-07-18 23:20:00
О нашей поездке на север Игорь уже частично написал в своем журнале. Поэтому я только поставлю ссылки.
Вот на этой карте нанесены основные пункты нашего маршрута. При клике на картинку откроется окошко, откуда можно будет добраться до соответствующего поста и фотогалереи.

25.04:
 - Кастра
 - Арочная пещера
 - Ночевка на Ахзиве

26.04:
 - Музей тракторов
 - Музей марципана
 - заселение в гостиницу, прогулка по Тверии

27.04:
 - Геноссар, Капернаум
 - Каяки на Иордане
 - Бельвуар

28.04:
 - Гамла - I, II

Все-все фотки здесь.

Reply

Поход на Сартабу с Мишей Эзером

поездки | миша эзер | экскурсии |
Permanent Link | 2006-07-07 21:02:00
Мы все-таки сходили в ночной поход на Сартабу! Вышли вечером, переночевали в пещере в спальниках, утром погуляляи по горам, позавтракали и спустились в оковы цивилизации.
link" target = _new>Игорь написал об этом так хорошо и подробно, что дублировать его смысла нет. Поэтому просто выложу пару фоток.

Я и sunny_loxmi4>.


Горы.


Наши вечерние посиделки. Мне предложили водки. Отхлебнешь - а это сок. Это была на самом деле водка. Я скривилась.


Миша Эзер с неизменным ледорубом.

Reply

Ту би-Шват в Шаар а-Мизрах

праздники | поездки | экскурсии | йонька |
Permanent Link | 2006-07-02 23:08:00
А вот так мы с лопатами проявляли свой патриотизм в Восточном Иерусалиме. Деревья сажали. Правда не в сам Ту би-Шват, а вчера, но это мелочи.



Йонька копает.


Йонька и  сажают дерево.

Reply

Поездка в Superland

фото | поездки | детское |
Permanent Link | 2006-04-13 23:06:00
Неделю назад съездили с детьми в Суперлэнд. Инициатором и вдохновителем поездки была   , за что ей большое спасибо.
Игорь написал немножко об этом, читать здесь. Есть фотки и видео.



Все-таки это было здорово!!!

Reply

Церемония закрытия экологического марафона

фото | поездки |
Permanent Link | 2006-04-07 20:28:00
Сарма организовала также церемонию закрытия мероприятия, на которой участникам раздавали медальки и грамоты.




Один из организаторов, Сергей (Сивис)      Напитки и закуски.
        

А здесь я толкаю рЭчь на заключительной тусовке церемонии сарманьяков. (На самом деле мне просто всучили микрофон и попросили поделиться впечатлениями от маршрута.) :)))  А потом Сергей рассказывает, какие мы больные на всю голову хорошие, и как нами гордится страна!



 



Reply

Экологический марафон "Швиль Исраэль за один день"

фото | поездки | йонька |
Permanent Link | 2006-04-01 17:26:00

Поделюсь впечатлениями об этом мероприятии, в котором мы участвовали 11.апреля 2008 г.
Швиль Исраэль (Тропа Израиля) - это тропа, длиной 940 км, которая проходит через весь Израиль, с севера на юг. У каждой тропинки есть свой опознавательный знак. Цвета Швиль Исраэль - оранжевый, белый и голубой.
Каждый год ассоциация Сарма устраивает экологический марафон-проход по всей тропе Швиль Исраэль за один день, целью которого является уборка мусора. Для этого весь Швиль делится на 52 участка разной длины и сложности, и по каждому участку проходит группа заранее записавшихся людей.
Мы с Игорем и Йонькой участвуем в таком мероприятии уже второй год. Правда пока мы выбираем не очень длинные маршруты - чтобы Йонька мог пройти. В прошлом году мы прошли 11 километров - по маршруту номер 26, от Мицпэ-Масуа до Бэт-Гуврин. А в этом году нам достался маршрут номер 22 - от Латруна до Шаар а-Гай (Ворот Ущелья), протяженностью 9 км.



Вот наша группа перед выходом на маршрут. Все с мешками наперевес, готовы к свершениям. Я третья слева (да-да! :)) ), рядом Игорь, а вот вокруг нас (второй и пятый слева) - это члены Кнессета  Ааронович и Шнеллер. Почему-то нам так повезло - именно на 22-м маршруте к нам присоединились эти доблестные слуги народа. Они прошли с нами аж целых 600 метров, потом обогнули Монастырь Молчальников и вернулись.

Биографическая справка раз: Ицхак Ааронович, член Кнессета от партии "Исраэль бэтэну" ("Наш дом Израиль"), бывший заместитель председателя Кнессета, член комиссий по финансам, по безопасности, бывший член комиссий по внутренним делам и окружающей среде (ага!) и по борьбе с наркотиками. Вроде это он протащил закон о безвизовых отношениях с Россией, за что ему респект и спасибо. По образованию историк. За 600 пройденных метров ухитрился поделиться кучей сведений о Войне за Независимость, связанных с этим местом. В 2002-2004 был заместителем начальника полиции.

Биографическая справка два: Отниэль Шнеллер, член Кнессета от партии "Кадима" ("Вперед"), заместитель председателя Кнессета, член комиссий по финансам, безопасности, суду, госконтролю, иностранным рабочим, бюджету безопасности и парламентскому следствию. Образование: общественные науки и иудаизм.

Вот с какими людьми мы убирали мусор! :))) Вернее, наоборот: вот какие люди убирали мусор с нами! :)))

В общем, идти было легко, только жарко. Красиво: поля, высокие травы, местами лес. Йонька на середине пути немного заскучал и начал высказываться на тему "хочу уже дойти".  Зато увидев в конце пути детскую площадку, он радостно побежал по ней лазить. А мы уселись в тень отдыхать.

В начале большого пути.                                                                Обходим лужу.
  

Отряд экологов-любителей: от нас не скроется ничто!                   Йонька что-то нашел.
 

Привал и перекус.                                                                               Среди высоких трав.
  

Однажды, в прекрасный весенний пора,
мы из лесу вышли, был сильный жара.                                        Я нашла кусок смайлика.
   

Сидит Йони под оливой
Отдыхающий, счастливый.           По дороге домой Йонечка уснул в машине.
     

Вообще, поход очень понравился. Хоть карта и оказалась довольно приблизительной, маршрут был хорошо размечен, и проблем не возникало. Где-то посреди пути начали рваться мешки, вообще, мешков не хватило, жаль, что не взяли больше.

Вот так выглядела наша группа на финише. До конца дошло меньше народу чем было на начальной фотке - члены Кнессета свалили. Вот мы с частью нашей "добычи".

Остальные фотографии здесь.


Reply

Поход в Нахаль Талькид

фото | профессионалы | поездки | миша эзер | экскурсии | йонька |
Permanent Link | 2006-03-17 10:48:00

Мы тут в тааааакой поход сходили!!!

Но все по порядку. Замечательный Миша Эзер (mangupli>) возобновил свои пятничные экскурсии.

На этот раз намечалась прогулка в каньон Нахаль Талькид в заповедние Ум-Зука на границе Восточного Шомрона и Иорданской долины. Миша надеялся, что, несмотря на обрушившийся хамсин, мы все-таки застанем там огромные ковры цветов (маки, нурийот, ахнай, ромашки), сможем поплескаться в "гевах" наполненных последней зимней водой в его русле. Кроме того, Миша написал, что каньон крутой, не требует длиных переходов, безумно красивый,удобен для лазания и доступен всем, кто любит такого рода развлечения. Годится и для детей.

И вот, в пятницу утром, мы - я, Игорь и Йонька - радостно вышли из дома, и поехали к Иорданской долине, предвкушая прогулку по коврам цветов и встречу с Красотой. Вот наша группа двинулась в путь. С камерою на груди Миша Эзер впереди. (Кстати, фотки кликабельны.)
 




Мы в начале пути. Здесь склоны восточного Шомрона обрываются в Иорданскую долину. Наряду с мягкими мелами здесь здесь имеются твердые известняки с вкрапленными кристаллическими породами. Вода прорезает в них узкие каньоны. Вот по этим каньонам мы и путешествовали. Название каньона "Талькид" дано Комиссией по Наименованиям. Слово "талькид" в переводе "конгломерат" (геологический термин, означает "осадочная горная порода"). Слово "талькид" образовано от корня каф-ламед-далет, общее значение которого "захватить, поймать". Возможно, что Комиссия приняла в расчет и это значение.

Сначала мы поднимались вверх по южному руслу ручья. Это тропинка с красным знаком. Подниматься было нетрудно, но идти было интересно, потому что все время приходилось преодолевать разные преграды. Йонька шагал увлеченно и почти не возмущался. :)

   

К сожалению, у нас в этом году засуха: все цветы уже отцвели, не пережив жарких дней. 
Но все-таки по дороге Миша рассказывал нам о разных удивительных растениях.

К примеру, это растение по-английски называется winter cherry ("зимняя вишня") за красные плоды. Это растение - родственник физалиса, крупного растения семейства пасленовых, которое на  иврите называют "тапухе аhава", то есть "яблоки любви" и иногда продают в магазинах.
"Зимняя вишня" содержит большое количество эстрогенов. Поэтому это растение - неплохой стимулятор, его используют, например, бедуины. Используется оно и в Индии и даже называется "индийская виагра". В этом месте участники экскурсии оживились, но Миша сказал, что женщинам оно все равно не рекомендуется, ибо вызывает рост волос, в частности на груди. Про мужчин рассказчик промолчал. Одна из дам заинтересовалась действием этого растения, когда Миша сказал, что оно помогает не спать. Но поумневшие члены группы тут же сообщили ей о побочном эффекте. :)
"Кстати, - предупредил Миша, - поскольку это растение семейства пасленовых, передозировка приводит к отравлению."

Поднявшись вверх, мы нашли небольшую пещерку и отдохнули в тени.



Вниз мы спускались по очень узкому, крутому северному руслу зажатому среди отвесных стенок. Вот тут-то и начались проблемы. В некоторых местах, где спуск был особенно крутым, действительно имелись обещанные Мишей скобы. Вот здесь, когда одна из девушек собиралась спуститься, Йонька закричал ей: "Прыгай!"

   

В некоторых местах приходилось пробираться под огромными валунами...

 

Но наконец мы пришли к такому месту через которое переправиться было весьма затруднительно: по обеим сторонам отвесные скалы, внизу - широкая лужа, глубиной около метра, с не очень чистой водой. Вся группа остановилась в нерешительности. С левой стороны были кое-где скобы, и Игорь спустился с их помощью. Остальные же решили спуститься вдоль отвесной правой скалы, для чего вдоль нее натянули веревки. Йоньке пристегнули карабин, и он спустился первым. Он немного боялся, поэтому я полезла рядом, цепляясь то за скалу, то за веревку и толкая висящего на карабине Йоньку. Лезть, цепляясь за веревку, оказалось нетрудно, о чем я тут же объявила всем остальным. Но, похоже, мне не поверили.

  

А вот так спускались наши рюкзаки - тоже на карабине.



Не знаю, как переправились остальные члены группы, потому что для нас с Йонькой начался следующий этап еще один спуск вдоль скалы, но уже без веревок. Мы спустились нормально, а за нами и большинство участников. Но некоторые, в том числе Игорь,  не ищут легких путей: они полезли прямо через лужу. Игорь, правда, утверждал, что это было легче.

  

Нас было 21 человек, но переход через Альпы это место занял целый час! Но в конце концов переправились все.

Потом мы достигли точки исхода, то есть вернулись к нашим машинам. Поход закончился. Могу сказать только одно: это было что-то! Совершенно незабываемые впечатления! Вострог! Возвращение в детство! Я, кстати, в своем детстве полазила немало по горам, и я счастлива, что у моего ребенка тоже будут такие воспоминания. Йоньке тоже очень понравилось преодолевать препятствия, настолько, что пройдя какой-нибудь опасный участок, он непременно хотел пройти его снова. :) Игорю тоже очень понравилось. Его рассказ здесь.

Перед тем, как разъехаться, по традиции мы выпили по глотку какой-то фигни настойки (кто не водители), а потом Миша читал нам "Наши еврейские песни", которые ему выдали на семинаре хабадников в Новосибирске. Предупреждаю: это не прикол. ;) Там люди серьезно это поют. Вот, например, такая песня:

 Нешомо
(на мотив «Чебурашки»)
Я был когда-то странной
Нешомой безымянной,
К которой там, на небе
Никто не подходил.
Но вот настало время,
Теперь я стал евреем,
И прямо в тело
Ѓашем меня спустил.

Ну что это за дело –
Душе мешает тело,
Нешомо наша хочет
Все Мицвойс исполнять.
А тело хочет кушать,
И Йецер-Ѓоро слушать,
И лопать сало,
И ничего не знать.


Но есть у нас немало
И доброго начала,
Его мы будем слушать
И как евреи жить.
Мы изучаем Тору,
Придет Мошиах скоро,
Мы знаем точно,
Нешомо победит.
 
Примечания: Нешомо - душа; Ѓашем - Бог; Мицвойс - заповеди; Йецер-Ѓоро - злое начало, плохие задатки; Тора - закон; Мошиах - Мессия.
Слова ивритские, в ашкеназском произношении.


Отчеты других участников:
klevernaya> выложила фотографии.

tyomniy> поделился впечатлениями.

entova> написала здесь, здесь и здесь. Ее же фотографии здесь.

Reply
| Previous
Etana (100)
Titles only



Locations of visitors to this page