палестинцы




Разговор на закате

люди | палестинцы |
Permanent Link | 2014-09-09 21:27:00

В воскресенье очень классно покаячил перед закатом, но пост не об этом. Я уже вытащил лодку, а пара, что на снимке, только приехали. На каяке пошла только женщина, а я разговорился с мужиком, лет 60. Слово за слово, сказал, что я из Израиля.
 - А я тоже. Родился в Иерусалиме.
Что-то в его тоне меня насторожило, и продолжение не заставило себя ждать.

 - Я палестинец, родился в восточном Иерусалиме.
 - А с какого года живешь в Америке?
 - С 1979. С тех пор Израиль не дает мне права  на въезд.
 - А почему?
 - Не знаю. Вообще, плохо что евреи завоевали. Они с автоматами, говорят нам что делать и куда идти (лексика сохранена)
Понятно. Самое начало первой интифады, моему собеседнику лет 25. Трудно не догадаться, почему он нежеланный гость...

Впрочем, эту тему я развивать не стал. Я никогда не доказываю арабам, что они козлы, а мы белые и пушистые. Во первых, ситуация, как обычно, несколько более сложная. Ну и самое главное, у нас своя правда, а у них своя. Кстати, по его словам, он не чистокровный араб - его мать из Индии, отец ее был советником в посольстве Индии в Израиле.
Поэтому я рассказал о хорошем пиве из Тайбе и о том как хозяин пивоварни 'любит' Израиль и ПА. Так что  в одном мы все таки согласились (хотя и из разных позиций) - Аббас - п...рас :)

 



Оратор: maxtem
Дата: 1970-01-17 02:45:24
"Ну и самое главное, у нас своя правда, а у них своя" - это ты хорошо написал. А то бывает очень неприятно (и более того), когда в любой ситуации и споре (правые-левые, Израиль-США, Россия-Украина и т.д. и т.п.) кому-то всё предельно ясно,и тот, кто с этим несогласен - или подлец (т.е. "купленный за деньги"), или дурак...
Оратор: kir_2008
Дата: 1970-01-17 02:45:49
"Ни тоски, ни любви, ни обиды, Всё померкло, прошло, отошло..."
Оратор: igorla
Дата: 1970-01-17 02:45:49
А, точно, ты прав. ТОгда интересно что он натворил.
Оратор: igorla
Дата: 1970-01-17 02:45:50
"...И твое золотое весло". Да, это класно подходит к фотке.
Оратор: igorla
Дата: 1970-01-17 02:45:51
Это не я написал, Лукьяненко (хотя может и он где-то взял), впрочем к данной ситуации очень хорошо подходит.
Оратор: sokol_inka
Дата: 1970-01-17 02:45:54
Оратор: sokol_inka
Дата: 1970-01-17 02:45:54
Фотка замечательная.
Оратор: igorla
Дата: 1970-01-17 02:46:41
О, точно!
Оратор: vicush
Дата: 1970-01-17 02:53:56
Mne sovershenno ne interesno, chto on natvoril. Arabu, oni vse belue e pyshostue - Koran pochitai.
Reply

Шхем - лекции и мини-экскурсия - 16-17.1.14

самария | история | поездки | палестинцы |
Permanent Link | 2014-01-21 19:28:00
В тот четверг я побывал на конференции в Алон Море. Тема - география и история Шхема, от Иегошуа Бин-Нуна до наших дней. Собственно конференция состояла из 2 частей - лекции и поездка в Шхем. Ночью, и под прикрытием армии.


До Алон Море я доехал с plot>, с которым впервые увиделся в реале, спасибо ему за тремп и за компанию. Были несколько лекций, некоторые понравились больше, другие меньше. Особенно запомнились 2 лекции: о римских "колониях" и способах их обнаружения (проф. Зеев Сафрай), а также о различных видах захоронений в этом районе (Юваль Пелег).


Народ на 90% был религиозно-поселенческий. Еще были несколько харедим, и совсем мало светских из центра. Из жж-истов были замечены 777_itamar>, yozhik_>, anno_nin>, plot>, curiousalex>. Во время перерыва встретился с Авиталем, моим бывшим начальником. Он слегка офигел, увидев меня там - последний раз мы виделись в мае 2004 года и я тогда активно пропагандировал вполне левые взгляды ;)


Роскошные усы у мужика :)


Всего набралось 6 автобусов (по 60 человек). Нас разделили на 2 группы. Мы с anno_nin> остались во второй и не пожалели. Пока ждали своей очереди послушали невероятно увлекательный рассказ Бени Кацовера о том как рождался Алон Море. Я надеюсь об этом написать отдельный пост.

Наконец и мы поехали. На КПП Бейт Фурик нас продержали не так уж долго, хотя я даже успел подремать. Нас повезли к могиле Йосефа, сначала через промзону, а затем по периметру лагеря беженцев. Когда проезжали мимо мастерских в нас кинули пару булыжников. Ну и каким придуркам не спится в 2 ночи в промзоне (кроме тех, которые ехали в автобусах ;) ?

Шхем - это одно из древних поселений в наших краях, его первое письменное упоминание датируется 18-веком до н.э. Вот его история вкратце (отсюда):
Неподалеку от древнего Шхема в Алон Море праотец Авраам построил жертвенник после того, как Всевышний завещал эту землю его потомкам. Здесь же внук Авраама, Яаков, купив землю у ханаанеян, поставил шатер и вырыл колодец, водой из которого поил свои стада... В Библии этот город упоминается всего более 50 раз. Здесь стоял ханаанейский храм Бейт Бааль Брит, в котором находился «пуп земли». Иисус Навин установил тут камень единения с народом. Дина, дочь Яакова, была изнасилована властителем Шхема, за что Шимон и Леви, вопреки желанию отца, перерезали всех мужчин Шхема, а город разграбили, за что и были лишены своих уделов — колено Леви жило среди прочих колен, а Шимон на южных землях Иегуды. Шхем отсутствует в списке городов, покоренных Иисусом Навином, видимо, население уже тогда было еврейским или дружественным. Находился на территории колена Эфраима. После смерти Гидеона, его сын Авимелех, казнил в Офре 70 своих братьев и объявил себя царем Шхема (Судей 9:6). Жители города взбунтовались против него и он уничтожил город дотла. 
Один из важнейших городов в истории Израиля был столицей Израильского царства после развала империи царя Соломона и даже имел свой собственный еврейский храм. В 8 веке до нашей эры Шхем был разрушен ассирийцами и снова восстал из пепла в 4 веке до нашей эры, когда здесь обосновались самаритяне. В 332 году до нашей эры они подняли восстание против Александра Македонского, запретившего строительство самаритянского храма. Позже, все-таки, этот храм был построен и во втором веке до нашей эры Иоханан Гиркан разрушил его, перепахав Шхем почти до основания. Римляне переименовали захваченный и перестроенный в 2 километрах от старого город в Флавия Веспасиана, а позже — в Неаполис. Владели городом и крестоносцы. Евреи жили в городе в разные периоды его истории, но оставили Шхем после арабских бесчинств 1929 года.
Шхем - это библейское название города, но не единственное. На арабском он называется Наблус, что есть искаженное название римского Неаполиса. Кроме того, холм на котором стоял библейский Шхем получил название Балат, что указывает на дуб, который рос возле святилища.

Из новой истории до нас дошли несколько упоминаний о еврейских семьях в Шхеме. Например, в конце 16-го века там проживало 50 семей. в 1895 году было 120 семей, однако уже 13 спустя Иехуда Бен Цви отмечает что евреев в Шхеме не осталось. В 19221 году Иегошуа Ханкин покупает 4.5 дунама и 10 лет спустя упоминаются 10 семей, живущих в Шхеме.После арабского восстания 1936 года и до наших дней евреи не живут в Шхеме.

Сегодня Шхем промышленный город, который сильно разрастается, туда многие стараются переехать из окрестных деревень. В центре жилье неоправданно дорогое, поэтому сильно разрастаются пригороды. Как в большом Тель Авиве ;)


Мы выгрузились из автобусов и мы пошли на холм Балата. На холме находятся остатки библейского Шхема, времен Иегошуа Бин-Нуна. Археологами были идентифицированы западные и восточные ворота, а также укрепленная башня, в которой помещался храм.
Башня круглой формы стоит очень мощной стене (похожую я видел в Иерихоне). На первом этаже был храм, а выше располагалась собственно дозорная башня.

(отсюда - http://www.wmf.org/project/tell-balatah )


Также там стоит большой камень, который археологи (проф. Эрнст Райт) осторожно идентифицируют с камнем положенным около святилища.
25. И заключил Иисус с народом завет в тот день и дал ему постановления и закон в Сихеме.
26. И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия, и взял большой камень и положил его там под дубом, который подле святилища Господня.
27. И сказал Иисус всему народу: вот, камень сей будет нам свидетелем, ибо он слышал все слова Господа, которые Он говорил с нами; он да будет свидетелем против вас, чтобы вы не солгали пред Богом вашим.
(Книга Иисуса Навина 24:25-27)



На Тель Балата  много лет не было организованных экскурсий. Эту полноценной тоже назвать нельзя, т.к. армия довольно сильно подгоняла и не давала экскурсоводам растекаться мыслью по древу. А жаль, потому что нам попался хороший гид - зовут его Хилик. Впрочем, и в таких условиях он смог построить вполне цельную картинку, пусть и пунктиром.


Армия переживала из-за волнений которые вспыхнули в лагере беженцев в западной части Шхема. Периодически слышались разрывы шумо-гранат, но не слишком близко к нам. Так что к могиле Йосефа нас не пустили, только дали заглянуть. Впрочем, мне этого хватило. Гораздо больше я жалел о том, что экскурсия на холме была слишком краткой, не говоря уже о  невозможности посетить Касбу.


За последний год мне довелось посетить 3 больших арабских города: Вифлеем, Иерихон и сейчас Шхем. И если в первых двух отношение к нам было вполне доброжелательным (по крайней мере, напоказ), то в Шхеме, похоже израильских туристов видеть не хотят. Впрочем, лиха беда начало - еще несколько таких экскурсий, и может быть сможем посетить и среди бела дня. Кстати, эта разница между городами подводит к мысли, что всякий политический договор должен строиться снизу-вверх, причем надо начинать с экономических завязок.



Конечно, экскурсионная часть немного разочаровала - хотелось посмотреть больше объектов. Будем надеяться, что и в Шхем сможем ездить также, как и в Иерихон.


Обратно ехали в 5 утра, автобус еще не ходил, так что спасибо anno_nin> за тремп обратно.
---------
Все фотографии здесь. Снимал полу-мыльницей, ночью, смотреть особенно не на что.

Другие отчеты:
http://plot.livejournal.com/437341.html
http://curiousalex.livejournal.com/111453.html

Оратор: plot
Дата: 1970-01-17 04:12:06
Иерихион и Вифлеем - места заточенные под туристов. Поэтому и отношение терпимое. Убери оттуда туризм - и нет городов. А про Шхем еще полторы сотни лет европейские путешественики ужасы рассказывали . Про их неприветливость и враждебность. Не говоря уже о вороватости. Нынеешний город живет благодаря торговле и втуристах не нуждается.
Оратор: igorla
Дата: 1970-01-17 04:12:06
Да ладно, несколько автобусов в день тоже денюжку принесут. Хотя да, похоже жителям они нафик не здались.
Оратор: vicush
Дата: 1970-01-17 04:12:38
"в мае 2004 года и я тогда активно пропагандировал вполне левые взгляды ;)" ya rada chto razym nakonez vostorjestvoval:)
Оратор: 777_itamar
Дата: 1970-01-17 04:13:02
Мне было приятно видеть из тель Шхем мой караван-сарай. Понял, что неплохо бы обзавестись телескопчиком.
Оратор: igorla
Дата: 1970-01-17 04:13:15
Смог рассмотреть? Круто :)
Оратор: igorla
Дата: 1970-01-17 04:13:15
"Кто в молодости не был либералом, у того нет сердца. Кто в старости не стал консерватором, у того нет ума"
Оратор: vicush
Дата: 1970-01-17 04:14:46
ha merahem al ahzarim, sofo she itahzer le rahmanim. I'm happy you got smarter :)
Reply

И об экскурсоводах

люди | палестинцы | иордания |
Permanent Link | 2013-04-13 20:58:00
Нам повезло с гидом, точнее с гидами.
Нашим основным экскурсоводом был Игорь Трибельский (ака ). Я до этого никогда с ним не встречался, однако неоднократно слышал самые положительные отзывы. И таки да. Хорошее образование, подвешенный язык, терпение, чувство юмора - до сих пор я знал только двоих гидов, которые сочетали бы в себе эти качества (причем, Влад Соколовский уже не с нами...). Стоит отметить и то, что очень плотная программа была выполнена на 110%, причем не для галочки, а очень добросовестно. Кроме "обязательной" программы на разных туристических объектах, Игорь "грузил" нас разными интересными историческими теориями и байками во время долгих переездов. Каюсь, часть его рассказов я благополучно проспал, но то что я все таки услышал значительно расширило рамки видения истории раннего христианства...
Очень надеюсь, еще доведется нам с Игорем поездить.


Кроме того у нас была довольно внушительная группа сопровождения. Во-первых водитель, Ибрахим. Автобус был не самый новый, но вел он его вполне гладко и достаточно быстро - мы везде успевали. А уж как он протискивался по узким улочкам Карака...
Во-вторых, представитель туристической полиции, Лофта. У него было 2 важных занятия - курить и говорить по сотовому. Иногда он даже ухитрялся делать их одновременно.

А вот иорданский гид был классным, без дураков. Зовут его Абед аль-Хамид. В молодости, он занимался спортом и его послали учиться в Киев, в физинститут. Там он выучился, женился и некоторое время играл в украинских командах. Когда в СССР начался бардак, он вернулся в родные пенаты с женой и двумя детьми. В Иордании он играл за национальную сборную, а потом был одним из ее тренеров. После окончания спортивной карьеры резко поменял профессию - закончил курсы гидов - и это его основной заработок. Надо сказать, он наглядное опровержение тезиса об отсутствии мозгов у футболистов - образованный, с чувством юмора и интеллигентной манерой разговора. Хотя акцент у него немаленький, тем не менее его русский достаточно богатый, включая сленг. Рассказывал он в основном о современной Иордании, и об Аммане. Однако, нередко, он добавлял рассказы Игоря своими комментариями. Ну и помогал, конечно, практическими советами - например, куда лучше пойти погулять в Аммане/Вади Муса.



Были, правда, пара тем при обсуждении которых Абед резко становился молчаливым сфинксом. После вопроса об его отношении к беспределу, творящемуся в Сирии, Абед выдержал "мхатовскую" паузу и попросил перейти к следующему вопросу ;)
Я его спросил, бывал ли он в Израиле. Оказалось, что ему, как и многим "простым" иорданцам Израиль визу на въезд не дает. Я удивился, т.к. был уверен что договор о безвизовом въезде двухсторонний, как с Россией. Кроме того, его семья - палестинские беженцы, бежавшие после Шестидневной войны (?) из Тулькарема. Впрочем, один раз он все таки побывал в Иерихоне - в рамках товарищеского футбольного матча между Иорданией и ПА.
Про лагеря беженцев он немного рассказывал, ситуация не сильно отличается от израильской. Однако на вопрос (риторический), почему большинство беженцев предпочитают ютиться в тесных кварталах, а не выйдут в люди, как сделал он сам, Абед тоже отмолчался (что неудивительно, мне тоже было бы неудобно отвечать на такой вопрос).

Оратор: evrikab
Дата: 2013-04-13 21:42:19
После ваших (и других ЖЖ-товарищей) рассказов жутко захотелось в Иорданию :)
Оратор: maxtem
Дата: 2013-04-14 07:37:03
Игорь, а ты случайно не в курсе, когда Игорь Трибельский в следующий раз организует экскурсию в Иорданию ?
Оратор: igorla
Дата: 2013-04-14 07:39:16
Нет, не знаю. Напиши ему.
Оратор: maxtem
Дата: 2013-04-14 10:45:29
Спасибо, будем иметь ввиду.
Оратор: te_el
Дата: 2013-04-14 12:12:45
Да... его книга "Иерусалим" - моя настольная. Написана здорово, с любовью, юмором и фантазией.
Оратор: igorla
Дата: 2013-04-14 13:05:31
A, да? Я и не знал что он книгу написал.
Оратор: te_el
Дата: 2013-04-14 13:16:05
http://www.livelib.ru/book/1000310668
Оратор: igorla
Дата: 2013-04-14 20:01:36
Спасибо.
Reply

Вылазка в Иерихон, 28.12.12 - III

ислам | палестинцы | иерихон |
Permanent Link | 2013-01-09 23:15:00

После родника мы решили пойти посмотреть на мозаику в синагоге. Мы подозревали, что найти синагогу в Иерихоне путем расспроса местных жителей или по табличкам будет тяжелым испытанием. Так оно и оказалось...
Судя по карте, синагога находилась недалеко от Тель Иерихо, на северо-восток. Туда вела только одна улица, по ней мы и пошли.


 Пошли по обочине, если так обозвать полоску в 15 см. Собственно говоря, это был самый опасный момент нашего похода, могли задавить на раз, особенно после крутого поворота. Однако, все обошлось ;)
Минут через 10 мы дошли до поворота направо, где и увидели вожделенные таблички - и к дворцам Хишама, и к синагоге. Последняя, конечно, шифровалась... 
Надпись на переднем плане указывает на дорогу к синагоге. Таблички, кстати, грамотно разнесены, но тогда мы этого не оценили как следует.


Повернули направо, еще через полкилометра ГПС показал, что именно здесь должна быть синагога. Но ничего похожего вблизи не наблюдалось. Мы подумали, что аппарат глючит, и решили пойти дальше, в надежде увидеть дополнительные таблички. В крайнем случае, дойдем до Хишама. Так оно и вышло...
Когда перед походом я рассматривал карту, именно этот отрезок пути к дворцам Хишама меня напрягал, т.к. он проходил через лагерь беженцев. Однако, пока все выглядело вполне прилично и мирно. Собственно, приглядевшись к окружающим постройкам, мы поняли, что лагерем беженцев этот район никак не может быть. Даже по иерихонским меркам.


А вот этот район вообще смотрелся инородным телом. Типичная застройка еврейского поселения. И как эти скученные дома с таким обилием зелени оказались в арабском городе???


Кто живет в этом районе так и осталось невыясненным. Сначала подумали, что здесь жилище дипломатов. Но, внутри и снаружи паслись вполне аутентичные арабские пацаны (к слову, единственный камень был кинут в нашу сторону именно ими, после того как мы отказались купить одного из них за 100 шекелей...).
Впрочем, находящийся рядом учебный центр силовиков наводит на некоторые мысли ;)



Дворец Хишама


В первой половине 8-го века халиф Хишам ибн Абд эль-Малик начал строить дворцовый комплекс, включающий в себя царские покои, мечеть и бани. Дворец просуществовал недолго - в 747 г н.э. он был разрушен землетрясением. Однако, он не был сильно разграблен и многие детали интерьера сохранились до наших дней. Почти все находки можно сегодня увидеть в музее Рокфеллера, так что имеет смысл посетить этот музей перед поездкой в Иерихон (впрочем, имеет смысл посетить этот музей и без всякой связи с дворцом Хишама)


Перед осмотром нас позвали посмотреть фильм про дворец. Фильм шел на английском; на русском не было, за иврит мы решили не интересоваться. Хороший фильм, немного про историю Омеядской династии, немного о раскопках, которые делали англичане под руководством Барамски. Потом упомянули, что многие скульптуры, мозаики и элементы интерьера хранятся сегодня в музее Рокфеллера, который они обозвали "Палестинским археологическим музеем". В английское версии в Википедии музей был назван таким же образом. Исправил, посмотрим останется ли исправление надолго.
В музее демонстрируются полуобнаженные женские фигуры. Такой интерьер был, мягко говоря, нетипичным для мусульманского правителя, учитывая запрет на изображение лиц. Кроме того была найдена скульптура Валида, племянника Хишама. Многие исследователи считают, что Валид, в отличии от своего благочестивого дяди, не придавал значения условностям и именно он занимался постройкой и украшением дворца.


Помещение диван в банях, которое использовалось для приема гостей. "Древо Жизни" - оригинальная мозаика находится в музее Рокфеллера. Реплика была сделана лет 20 назад израильскими реставраторами. Считают, что мозаика была выполнена по заказу Валида. Лев, загрызающий оленя, символизирует нетерпимость к неверным. С другой стороны, мирно пасущиеся лани указывают на мир с соседями. Правда, последнее было заблуждением; Валид довольно скоро потерял власть и халифат перешел под контроль Абассидов.


"Звезда". Этот элемент служил верхним окном в царских покоях. Судя по табличкам  - это оригинал после реставрации. Если так, то долго он не выдержит...


Центральный зал банного комплекса. Эти выемки весьма удобны для сидения, но почему так высоко сделаны? Вся честная компания там поместилась :)

(Фото nakaryak>)

А это общественный туалет. Перегородки, похоже, не предусматривались.




Смотрим как выглядел дворец снаружи...


... и изнутри. Отличная задумка!



Решетка фонтана, установленного в бассейне. Вообще, резьба по камню поражает своей сложностью и красотой.



К моему удивлению, я почти не видел там иностранных туристов. Но тихо не было - привезли несколько классов из Рамаллы. Их учитель тоже сразу заговорил с нами на иврите...

Вход в комплекс стоит 20 шекелей. Открыт каждый день с 8 до 17.

http://zapret-no.livejournal.com/47378.html
http://curiousalex.livejournal.com/104851.html?mode=reply#add_comment
http://nakaryak.livejournal.com/197419.html

Окончание (Синагога, Российский Культурный центр) .



Оратор: anno_nin
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Такой же общественный туалет без перегородок есть в Бейт-Шеане. Мы там были с Леваковым и он рассказывал, как это помещение использовалось. Ты обратил внимание на отсутствие перегородок, но не заметил, что сидения только по краям, а в середине квадрата много свободного места. По краям сидения, вдоль сидений канавка с проточной водой, возле каждого сидения квачик из листьев. Клиент моет его в канавке и использует.. вместо туалетной бумаги. А пока он занимается этим серьезным делом - посередине зала... пляшут... девушки. Это развлечение для самых бедных. Вход в общественный туалет стоил совсем не дорого.
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Интересно... Кстати, интересно, откуда мы знаем про бытовые подробности. Например,откуда инфа про девушек и квачик? Из фресок? Письменные свидетельства?
Оратор: anno_nin
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Мы? знаем от Левакова. а он... фрески, мозаики, письменные свидетельства, кое-где кое какие традиции сохранились... Ну и, научно-популярные фильмы плюс элементарная логика.
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Я чего спрашиваю, ведь Флавий, вроде, про бытовуху не писал. Ну.. до квачика моя логика дойдет (тем более, что и сегодня такое практикуют, в Индии, например). Но догадаться про танцующих девушек??? Это ж какой силы интеллект должен быть ;)
Оратор: anno_nin
Дата: 2010-11-03 00:00:00
ну я не знаю, так Илья рассказывал... с другой стороны, посуди сам, зачем там в середине столько пустого места? Газет тогда не было. А о чем думает усталый израненый солдат, не скопивший достаточное состояние? Выпить, закусить, помыться и.. зрелищ.
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Окстись, да кто же солдата во дворец пустит. А может в центре зала рукомойники стояли? Может имели представление о гигиене, чай не средневековые неучи ;)
Оратор: evrikab
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Очень интересно!
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Ага :)
Оратор: livejournal
Дата: 2013-04-20 22:39:54
Пользователь bukvoed> сослался на вашу запись в записи «Иерихон - Хирбат аль-Мафджар.» в контексте: [...] (from Muqarnas) Отчёт [...]
Reply

Вылазка в Иерихон, 28.12.12

христианство | поездки | палестинцы | иерихон |
Permanent Link | 2012-12-31 08:55:00

"Сионист и враг церкви"  losew>  давно не навещал греческие монастыри. Пришло время обновить реноме и нанести визит в монастырь Каранталь. Несколько блоггеров захотели примазаться к чужой славе, среди них и ваш покорный слуга.
Утро началось у меня не совсем обычно, я попросту проспал, чего со мной крайне редко случается и мне до сих пор стыдно. Но спасибо попутчикам, сделали круг и заехали за мной.
Чуть позже 6 утра мы (losew>, nakaryak>, janataha>,curiousalex> и я) уже пили чай из термоса Рыжего, и спустя 10 минут двинулись вниз, к Акбет Махабар, восточному пригороду Иерихона возле Хасмонейских дворцов. По пути, конечно, несколько раз останавливались и фотографировали офигенные краски рассвета...


Была некоторая опасность что нас завернут солдаты возле дворцов, но этого к счастью не случилось. В эту же пятницу армия устроила "день открытых дверей" - были экскурсии в Эйн Бидан, Батир и в Иерихон. Похоже, что просто не осталось ресурсов/желания ловить маленькие группы вроде нашей.
По пути Наташа показала остатки комплекса дворца Ирода, там я раньше не был. В одном месте даже видна та самая кладка торцами - Opus reticulatum (спасибо Рыжему за линк).

(Фото - nakaryak>)

Идти к подножию горы Искушения, на которой стоит монастырь, решили не напрямик, а через город. Во первых, было неясно, насколько вообще можно пройти через чужие огороды, к тому же охраняемые собаками. Ну и самое главное, через город идти намного интереснее.
Около 7:15 утра, очередь феллахов на оптовый рынок.


Отделение Открытого Университета. Эль Кудс


Граффити


Мы подошли как раз к открытию канатки наверх, поэтому решили рискнуть и прокатиться в вагончиках.

Кассир пришла вовремя, мы купили билеты по цене "55 NIS/PAX" (a что такое PAX?). Потом еще ждали "водителя", пока он придет, пока моторы прогреет...


В кабинке losew> достал фляжку с бренди и мы выпили за успех похода :) Пить, кстати, запрещено. Но только из бутылок.




Каранталь

Здесь Ему явился дьявол-искуситель и потребовал, чтобы Он превратил камни в хлеб, на что получил ответ: "Не хлебом единым жив человек".
Тогда дьявол перенес Его на крышу храма и потребовал броситься вниз, «ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Однако Иисус ответил: "написано также: не искушай Господа Бога твоего".
И тогда дьявол вознес Его на самую высокую гору и посулил Ему все царства мира, если Иисус поклонится ему. Иисус сказал ему в ответ: "Уйди, пра-ативный"

Монастырь был основан Харитоном в 340 году, как лавра. На протяжении истории подвергался разрушению и отстраивался вновь. В 1874 году он был приобретен Русской Православной церковью. В 1892 году была закончена реконструкция большинства келий, а тремя годами спустя был достроен купол в молельне.


Роль привратника в монастыре исполняет местный араб. По его словам, сегодня в монастыре живет 5 монахов, но мы видели только одного и общаться с нами он не пожелал.


От канатки надо все таки подняться пару десятков ступенек. Эта фотография Рыжего уже появлялась в ЖЖ, но не могу ее снова не поставить. Так работают настоящие фотографы - полулежа, не напрягаясь ;)


На втором этаже молельни можно выйти на балкончик, который тянется почти до самого водопада. Я уже доезжал до этого обрыва, но с другой стороны.


Купол молельни.



Виды оттуда потрясающие. Жаль, что пустующие кельи не сдают под циммеры :)



Когда то в монастыре работала мельница


Не могу сказать, что меня этот монастырь впечатлил, соседний Хозевита поинтереснее будет, и монахи там более колоритные и общительные.
Попили кофе/соки на веранде с роскошным видом на город и поехали вниз.



А вот еще впечатления некоторых соучастников:
http://losew.livejournal.com/164400.html
http://janataha.livejournal.com/170711.html
http://curiousalex.livejournal.com/104851.html
В следующих выпусках: Тель Иерихо (он же Тель Султан), Эйн Елиша, дворцы Хишама, Российский Культурный центр.

Оратор: janataha
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Игорь, супер!!!! огромное удовольствие было участие в этой вылазке и не меньшее удовольствие сейчас просматривать фотографии и читать отчет. Желаю тебе и всем нам в наступающем НГ новых приключений с хеппи-эндом!
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-03 00:00:00
О да, было замечательно :))
Оратор: _suzan_
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Супер! С наступающим!
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Спасибо :) Хорошего года!
Оратор: nakaryak
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Отличный пост. С наступающим!!!
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Спасибо:) Хорошего года!
Оратор: yozhik_
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Очень интересно. Жаль, что я не увидел анонса. Где он был вообще?
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Его не было :) Это был частный экспромпт, но не мой :)
Reply

Анализ ситуации в лагерях беженцев

психология | палестинцы |
Permanent Link | 2012-10-21 13:48:00
Весьма интересный анализ о ситуации в лагерях беженцев и психологии их обитателей. Автор живет в Вифлееме, и о лагерях беженцев знает не из газет. Сам пост хозяйка журнала не выносит из-под замка по некоторым соображениям, однако разрешила перепечатать.

Я сам далеко не со всем написанным согласен, и свои основные комментарии привел в конце.
----------------------
Всем привет! Хочу дописать до конца тему беженцев и лагерей и больше к ней не возвращаться. Тем, кто позавчера не дочитал до конца или не прочитал, я объясню свою позицию: я не отношусь к сочувствующим или осуждающим, я стараюсь реально рассмотреть проблему со всех сторон и найти ее КОРЕНЬ. Ибо, чтоб удалить сорняк с участка необходимо выкопать корневище, а не просто срезать зеленеющую верхушку. Тем более описанные травмы и следствия их можно найти в ЛЮБОМ послевоенном обществе, в т.ч. и израильском.
В Палестине это осложняется дополнительным финансированием - «медвежьей услугой» сочувствующих, низким уровнем грамотности, отсутствием правильного «высокого» языка (вот мы, русскоязычные, говорим все на высоком русском, ИНОГДА коверкая слова и вставляя мат, жаргон, сленг или иностранные словечки – а вот у арабов есть два арабских – тот, который они учат в школе, и успешно забывают сразу после нее и тот, на котором они говорят между собой, сильно отличающийся от села к селу), соответственно книги и научные статьи пишутся «высоким» языком, поэтому народ практически не читает, в основном – смотрит телевизор: сирийские, эмиратовские и саудовские каналы. Примирение с Израилем тормозит ИМХО наличие и у той, и у другой стороны ортодоксально настроенных религиозных масс, обеспечиваемых за красивое чтение молитв деньгами от государства или от богатенького шейха, подачки и там, и тут; активное навязывание религии обществу; ну и как следствие – нежелание и неумение развиваться и взглянуть на себя и другого человека со стороны (а попробуй развиться, если всё время из ТВ льётся религиозная и мыльная чушь).


лагерь беженцев Аида









Вернемся к ребеночку. У детей-беженцев отмечается или отставание в умственном и физическом развитии, или, наоборот, слишком раннее и быстрое развитие, со значительным опережением своих сверстников из благополучных стран. Во многих случаях дети, особенно подросткового возраста, живут под огромным прессингом обстоятельств, чувствуя несвойственную своему возрасту ответственность за семью и стараясь всеми силами помочь семье выжить в новых условиях, тем более, что им намного быстрее взрослых удается выучить новый язык. Однако у этих детей, несмотря на взрослый взгляд на жизнь, часто отмечается плохая успеваемость в школе и такие симптомы эмоциональной травмы, как выраженная тревожность, ночные кошмары, уход в воображаемый мир и гиперактивное поведение.

Цитата из журнала Развитие личности №1, 2002 :
У ребенка-беженца наблюдается как снижение самости, так и гипертрофированное чувство «Я». Отсутствие гармонического взаимодействия между идентификацией и обособлением приводит к отсутствию у детей-беженцев устойчивой динамической самости. В результате для каждого ребенка-беженца становится актуальным поиск идентификационных ресурсов в традиционной культуре своего народа, приносящих ощущение культурной самости и дающих определенную личностную устойчивость. Социальная ситуация вынужденной миграции оказывает влияние на психологическое развитие ребенка. Исследователями отмечаются следующие психологические особенности детей-беженцев. Во-первых, высокий уровень посттравматического стресса, поскольку бегство всегда вызвано военными действиями, жестокостью, преследованиями и пр., каждый ребенок-беженец проходит через травматический опыт, вызывающий характерные симптомы (Вострокнутов Н.В., Макарчук А.И., Тарабрина Н.В., Черепанова Е.М., Щепина А.В. и др.). Во-вторых, для ребенка характерен «культурный шок». Проблема культурной «раздвоенности», конфликта ценностей, а также другие трудности, связанные с необходимостью социокультурной адаптации к изменившимся социальным условиям затрагивают каждого ребенка-беженца (Вершок А.Б., Фарнхем А., Бочнер С.). В-третьих, исследователи отмечают, что у такого ребенка присутствует ощущение «утраты», «несчастности». Главной утратой и, соответственно, главной мечтой для них является «дом» как символ экзистенциальной защищенности (Ахерн Ф., Грининг П.). В-четвертых, большинство детей-беженцев «педагогически запущены», они обделены заботой взрослых. Ситуация миграции «переключает» внимание родителей на проблемы, связанные с материальным и физическим выживанием семьи, повышает внутри семейную напряженность (Вершок А.Б., Володина И.С., Шарова О.С.). Все это приводит к серьезным отставания в познавательном и эмоционально-волевом развитии, психологическому инфантилизму и прочим нарушениям развития, не связанным с органическими поражениями ЦНС.





Итак, 2-е поколение. Что имеем?
1) Недолюбленный ребенок, готовый пойти на все, чтобы эту любовь (и всё положенное вместе с ней) заслужить и «вырвать с когтями» от родителей, окружающих, государства. Не забывайте, в арабских семьях было много детей и часто нездоровая конкуренция, и работа локтями за внимание и заботу родителей.
2) С отставанием в познавательных и когнитивных процессах
3) С мечтой – иллюзией о доме и земле, как о символе защиты. То есть скрытая неосознаваемая мотивация – поиск защиты, защищенность, гарантий и безопасности, чтобы не было больно и страшно; но скрытое желание отрицается, рационализируется и превращается в жажду вернуть утерянные земли и дома.
4) Чаще у мужчин, но иногда и у женщин, на все это накладывалась идентификация с погибшими и исчезнувшими отцами (братьями и сестрами). Потому что мальчику обычно приводили отца в пример, а, значит, подсознание воспринимало, что на него жизненно необходимо походить. А что делать, если единственное, что о нем известно – что он погиб («был очень смелым, дрался с врагами – и погиб»)? Или того хуже – известно только, что умер? Что остается молодому парню или девушке, кроме суицидального поведения? Участие в военных стычках, драки, работа до инфаркта, терроризм.

Получаем?


Вот эти дети вырастают в персон 70-х годов с жаждой защиты и любви и инстинктом самоубийства, сотворивших такие известные события как: 
черный сентябрь, мюнхенский теракт, Лейла Халед, Наджи аль Али (создатель Хандалы), Исмаил Шаммут и все  вот эти люди. Где связь? Посмотрите на их даты рождения и биографии. Это второе поколение униженное, недолюбленное, беззащитное от страха и от этого дико агрессивное.
Можно ли это было все предотвратить? Пресловутое право на ИМХО дает мне возможность сказать ДА! Интегрируя еще тогда арабов в западную культуру и еврейское общество и сохранив за ними дома. Примерно на двадцать лет раньше великий М. К. Ататюрк (здесь я говорю именно о пользе Ататюрка для Турции, а так товарищ был еще каким деспотом и тираном!) провел подобный эксперимент над Турцией, бывшей тогда Османской Империей, увенчавшийся успехом и собственно являющийся основой успеха современной демократической Турцией. Он просто взял, как Петр 1, и насадил железной рукой европейские порядки, модернизировал турецкое общество и создал светское государство.

Что он сделал необычного для традиционного мусульманского общества: предоставил женщинам равные с мужчинами права (1926—34 годы), реформа головных уборов и одежды (25 ноября 1925 года), запрет на деятельность религиозных обителей и орденов (30 ноября 1925 года), ввёл международной системы времени (1925—31 годы), отменил свод законов, основывающихся на шариате) (1924—1937 годы) и принял Гражданский кодекс.

Уверяю Вас, здесь тоже бы подобный эксперимент (обучить людей пользоваться удочками и ловить рыбу) пошел на ура. Крестьяне-турки мало отличались от крестьян-палестинцев. А дав европейское образование и законы, можно было б уже через поколение получить достаточно законопослушных граждан. Для Израиля это было неприемлемо только по одной причине: сионизм. Хоть Израиль и заявляет о своей демократичности и свободе выбора религии на сегодняшний день, он создавался изначально, как религиозное государство, да и на сегодняшний день господа-не евреи, проживающие в Израиле, имеют гораздо больше проблем с работой и документами, чем господа – иудеи. Если бы на момент создания еврейское государство отказалось от сионизма – то этой проблемы не случилось и это доказывает опыт Турции – арабы бы во втором или третьем поколении европеизировались и стали бы недоступны для влияния ортодоксально настроенных личностей. Но это тогда бы был уже другой мир и совсем иная история.



Взято из цикла подзамочных записей у юзера _suzan_>
----------------------------------------------

"Уверяю Вас, здесь тоже бы подобный эксперимент (обучить людей пользоваться удочками и ловить рыбу) пошел на ура. "
Хорошая темя для романа альтернативной истории. Вряд ли это было бы жизнеспособное общество, даже при наличии местного Ататюрка. В первой половине прошлого века была слишком большая разница в образовании, умениях, приоритетах и укладе жизни между еврейскими поселенцами и арабскими феллахами.

Насчет удилищ без крючков +100. Т.н. правозащитные европейские организации наносят много вреда. Например, результатом объявления бойкота продукции, производимой на территориях, стал перевод части предприятий из промзоны Баркан за зеленую линию. Как результат - потеря сотен рабочих мест для жителей окрестных поселений и деревень. Кому от этого хорошо стало - не знаю.
----
я читал про Ататюрка. Он кроме железной воли смог увлечь народ идеей модернизации и избавления от надоевших чиновников старого халифата.
Евреи, несмотря на большую разницу между приезжими, смогли построить вполне жизнеспособное государство именно благодаря сионизму (сегодня, к сожалению, сионизм можно увидеть в действии только у поселенческой молодежи - но это тема для отдельного грустного разговора)

 я не представляю, чем можно было одновременно увлечь евреев и арабов? Избавлением от британского мандата? Так это негативная цель, и не так уж англичане мешали жить евреям и арабам.


Reply

Вифлеем, 3.10.12 - II

христианство | палестинцы | вифлеем |
Permanent Link | 2012-10-10 22:09:00
Начало

Молочный грот
Очередной грот, в котором побывали Иосиф и Мария с младенцем перед исходом в Египет. Во время кормления у нее упало несколько капель молока, и... стены пещеры окрасились в белый цвет. Ага, очень редкая порода известняка в здешних местах. Там я первый раз увидел икону, на которой тема сисек была полураскрыта.


Впервые на этом месте церковь была заложена в 404 году, позже она получила имя св. Паулы. Современная церковь построена в 1872 году. Это место особенно популярно среди паломниц, желающих забеременеть, а также просящих помощи в правильном кормлении .



Собственно, там целый комплекс. Совсем недавно была построена новая церковь, в стиле виденных мной (на фотографиях) современных церквей Северной Европы. Очень светлая и красочная, но как храм я ее с трудом воспринимаю.


Теологи-археологи пока не нашли пещеры, в которые Мария ходила по нужде. Так что самые интересные открытия у нас впереди.

Ясельная площадь
Сегодня это очень спокойное место с расслабляющей атмосферой. Однако, 10 лет назад там все выглядело по другому.
После серии палестинских терактов  израильские войска начали делать зачистки в нескольких городах и деревнях ПА в рамках фронтальной операции "Защитная стена".
При подходе израильских сил десятки вооруженных палестинских террористов укрылись в комплексе церквей Рождества. Это был беспроигрышный ход - взять в заложники одну из самых важных христианских святынь. После 5 недель осады было достигнуто соглашение, при котором большую часть террористов отправили в Газу, а самых отмороженных приютили в Европе, в основном на Кипре.
Здесь можно почитать впечатления непосредственных участников-жертв этого беспредела.




Коптский монастырь
После этого мы пошли в монастырь коптов. В монастыре 2 монашки, обе приехали около 20 лет назад из Египта. Своими силами и с помощью добровольцев они привели в порядок пещеру (в которой также по преданию останавливалось св. Семейство). В пещере сделали небольшую молельню, часть стен сами выложили мозаикой. В повседневной жизни сестры иногда дают уроки в христианских школах, разводят кур, держат магазинчик религиозных цацек, и одна из них даже пишет иконы!
Они нас очень тепло принимали!




С палестинской стороны нас сопровождал Осама, он же разруливал все (немногие) трения с туристической полицией. Ему 30 лет, но биография богатая. Подростком кидал камни и бутылки Молотова в наших солдат, потом пару лет посидел в тюрьме. Закончил электротехнический факультет в вифлеемском университете, работал следователем в палестинской полиции, сегодня держит магазин-мастерскую электротоваров. В какой то момент мозги слегка повернулись, и он пошел на контакт с левыми израильскими организациями, они его даже свозили в Яд ваШем. Несмотря на криминальное прошлое, Осама сегодня на хорошем счету у израильских властей (видимо по рекомендации "Бецелем"). Имеет постоянное разрешение на въезд в Израиль, несколько раз возил палестинские группы на экскурсию в Тель Авив.
Сегодня он по прежнему считает Израиль захватчиком и милитаристом, но, по его словам, он действует ненасильственным путем - через пропаганду. Впрочем, к своим товарищам по оружию он относится с нежностью - после рассказа о событиях на Ясельной площади, он с неподдельным возмущением рассказал об отказе Израиля впустить обратно высланных боевиков.
 Осама ненавидит Израиль, но считает важным развивать связи между палестинцами и израильтянами. Ну что же, с моей стороны это взаимно ;)


Отдохнув в монастыре мы пошли пешком в ресторан, где нас ожидал небольшой обед. Пошли через весь город. Несмотря на весьма расслабленную атмосферу вокруг, Осама настоятельно порекомендовал идти плотной группой и не устраивать одиночных покупок на рынке...



В кафе нас угостили хумусом и солениями, а на сладкое получили кнаффе.

Церковь Поклонения пастухов
"В то время вокруг городка Вифлеема находились пастбища. В ночь, когда родился Иисус, некоторые из пастухов не спали, сторожа свое стадо. «Вдруг предстал им ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: "Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях"(Лука  2:9-14)


Храм, созданный Антонио Барлуцци, как бы вырастает из скалы, возвышающейся над руинами. Он имеет форму двенадцатиугольника с пятью апсидами наклонной плоскости, чтобы придать строению вид полевого шатра, какие были у пастухов в давние времена. Свет, проникающий через купол, сложенный из стеклоблоков, освещает помещение. Таким образом он напоминает о Божественном Свете, озарившем пастухов.



Св. Иероним в своих записках (4 в) указывает на эти пещеры , находящиеся к востоку от Вифлеема. Начиная с 4 в и до начала 7 (арабское нашествие) на этом месте находился монастырь, который дважды перестраивался.
С 1972 года ведутся раскопки на склоне холма немного ниже пещер. Стало известно, что уже в первом веке там существовало еврейское поселение, были обнаружены пресс для оливкового масла, миква, колумбарий.
Сегодня эта пещера находится на окраине Бейт-Сахура, пригорода Вифлеема.


В принципе, обратно было быстрее выехать через блокппост Бейт Джаллы, но мы обязаны были отметиться на выезде. Естественно, сменившиеся солдаты понятия не имели о том, что мы утром поехали в Вифлеем...

Пару слов о Бейт Шмуэль. Эта организация действует под патронажем реформистов, она занимается в основном культурными программами - курсы, экскурсии, семейные мероприятия. Кроме этого они держат хостель и зал торжеств. Большая часть персонала активно участвует в работе про-палестинской организации "Visit Palestine", и лексика у них соответствующая. Тем не менее, на сегодняшней экскурсии было минимум политики и пропаганды, этим они выгодно отличались от подобных поездок, на которых мне доводилось бывать - как с левыми, так и с правыми организациями.
Целью таких экскурсий является "расширение границ" - как в прямом, так и в переносном смысле - и это безусловно благая цель.
Надеюсь, в ближайшем будущем любой желающий сможет поехать в Вифлеем (или Иерихон) без получения предварительного разрешения от армии...

Все фотки здесь.

Оратор: losew
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Спасибо, очень интересно!
Оратор: noorsu
Дата: 2010-11-03 00:00:00
ага, спасибо за пост.
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Наздоровье :)
Оратор: tahbka
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Вообще то француз был всего 2и раз на Иерусалим-ТА (он еще приезжал на Тель Авивский полумарафон правда) И ура, наконец поняла кто вы:)
Оратор: yozhik_
Дата: 2010-11-03 00:00:00
я очень рад, что экскурсия наконец-то состоялась. сколько народу было?
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-03 00:00:00
А уж я как рад :) Но они обещали еще повторить. Что интересно, народу было немного - человек 25 всего.
Оратор: yozhik_
Дата: 2010-11-03 00:00:00
рекламу получили только подписчики
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Я им оставил емайл, посмотрим если что-нибудь пришлют
Оратор: yozhik_
Дата: 2010-11-03 00:00:00
они присылают брошюрку раз в квартал. позвони им и дай свой почтовый адрес.
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Я им дал свой емайл и они пообещали послать на него и сэкономить бумагу ;)
Reply

Вифлеем, 3.10.12 - I

христианство | палестинцы | вифлеем |
Permanent Link | 2012-10-08 14:58:00
Церковь Рождества
Как преемник царя Давида, Иисус не мог родиться в другом месте, но только в Вифлееме. Так что понятно, почему его родители вплоть до родов находились в Назарете, а потом ощутили непреодолимый позыв исполнить гражданский долг и поучаствовать в переписи населения по месту прописки. Впрочем, может неучастие в переписи лишало их ништяков в виде пособия от Битуах Леуми.
Так или иначе, но императрица Елена построила базилику на месте рождения Мессии. Каким образом была выбрана именно эта пещера из сотен других  - это вопрос темный.
Церковь была построена в 339 году, но через 190 лет сгорела в пожаре. И сегодня открыты для посетителей сохранившиеся напольные мозаики. Вскоре после пожара император Юстиниан распорядился о восстановлении церкви после прошения Саввы Освященного. За все  прошедшие века христианская служба шла почти без перерывов, и сегодня эта церковь по праву считается старейшим действующим христианским храмом.

Интересно, что эта церковь не была разрушена персами в начале 7 в, хотя почти все прочие христианские постройки были уничтожены. Причиной этому явилась мозаика на внешней западной стене. На ней были изображены волхвы с подарками. На некоторых иконах маги относились к различным расам, однако  по тогдашнему преданию все маги пришли с востока  и на мозаике они были изображены в персидских одеждах.
Когда персы узрели соотечественников, то они прониклись и не тронули здание.

В середине 13 века греки-ортодоксы получили контроль над храмом. В середине 18-го века тогдашний османский правитель страдал от набегов египетских войск и обратился за помощью к Франции. Плата за военную помощь включала в себя перевод церкви Рождества под патронаж францисканцев...

В 1847 году из Храма Рождества Христова турками была похищена серебряная Звезда Вифлеема, что явилось одной из причин Крымской войны. Заново изготовленную серебряную Вифлиемскую Звезду турецкий султан принес в дар монахам — францисканцам в 1853 году. После этого произошло перераспределение объектов владения. Грекам вернули контроль над почти всем комплексом, за исключением придела Яслей в гроте, которым заведуют католики. Это состояние было зафиксировано в виде статус кво и сохраняется до сегодняшних дней.




На этих фотографиях хорошо видна история входных ворот в базилику. В церкви Юстиниана ворота были прямоугольной формы и высотой в несколько метров. Потом пришли крестоносцы  и уменьшили проем, оградив его характерной аркой. Во времена Айюбидов эти ворота были заменены на очень маленький проход, через который можно зайти лишь сильно склонившись. По легенде, это было сделано дабы отвадить мусульман от привычки заезжать в храм на лошадях. По другой версии, этот проход оставили сами крестоносцы в оборонительных целях. 



Южная и северные стены украшены мозаиками, выполненными во время владычества крестоносцев. На них изображены прошедшие Вселенские Соборы.


Купель относят к первому храму Елены, первоначально она стояла в апсиде, но потом ее решили перенести к южной стене.


Это т.н. Вифлеемская икона Богородицы. Она отличается тем, что Пресвятая Дева изображена на ней улыбающейся, тогда как традиционно в иконографии Богородица изображается серьезной или скорбной. Правда, улыбка у нее тоже вышла не слишком веселой....



Вы думаете это стена одного из домов на задворках Вифлеема? Это внутренняя западная стена церкви Рождества. Нет, я понимаю, статус-кво и все такое, но стенку подкрасить можно было? Греческая лень наложилась на палестинское  раздолбайство...



Церковь св. Катерины
К церкви Рождества примыкает католический храм. Он был построен в 1881 году архитектором Гийлемо и получил имя св. Катерины. Она осознала себя Невестой Христовой, подверглась гонениям и была умерщвлена по приказу Максимина II, одного из последних императоров-нехристей. Более известен монастырь на Синае пострoенный в ее честь.
Выйдя через западные ворота мы попадаем в клойстер, внутренний дворик, который был отреставрирован Антонио Берлуцци. На почетном месте стоит статуя Блаженного Иеронима. Главным его трудом является перевод Библии на латынь, легший в основу классического перевода "Вульгата". Под конец жизни он приехал в Вифлеем и основал там монастырь.



Во время рождественских шествий эту куклу Иисуса вынимают из придела и таскают ее по улицам.


Перед тем как идти к следующему объекту для посещения, Хана (наша экскурсовод) попросила во время передвижения по улицам Вифлеема разговаривать на английском, а еще лучше молчать. Я усмехнулся, услышав эту наивную попытку конспирации. Ага, арабы никогда не видели израильтян и не знают как мы выглядим. И действительно, через 5 минут, когда мы в полном молчании проходили мимо одного из магазинчиков, хозяин, увидев нас, включил на полную громкость... хаТикву! После этого мы 5 минут не могли проржаться. Но откуда у него под рукой оказалась запись?


Меня спрашивали как мне удалось попасть в Вифлеем. В отличии от предыдущей партизанской вылазки, в этот раз я ехал легально. yozhik_> меня навел (огромное спасибо ему!) на организацию Бейт Шмуэль (о ней я расскажу немного подробнее в последней части). Они получили разрешение от командующего центральным округом для въезда в Вифлеем. Впрочем, армия есть армия - на блокпосте о таком разрешение и не слышали, и мы потеряли полтора часа в ожидании повторного факса. Обидно, конечно, но армейские власти могли отменить поездку, они уже делали такую заподлянку.

Стена возле блокпоста 300 (он же блокпост могилы Рахели)


Продолжение

Оратор: larafr
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Смелые вы люди :)
Оратор: michk
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Мы один раз записались на такую поездку в Бейт Шмуеле, но её отменили. Они не говорили, когда ещё планируют?
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Почему? Мы с "крышей" ездили.
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Нет, но хотят повторить. В декабре, по моему, собираются в Иерихон.
Оратор: michk
Дата: 2010-11-03 00:00:00
О, спасибо!
Оратор: janataha
Дата: 2010-11-03 00:00:00
о, Вифлеем! еще не давно я думала, что никогда туда не попаду, а в результате бываю довольно регулярно и полностью легально. "может неучастие в переписи лишало их ништяков в виде пособия от Битуах Леуми" - у меня есть крамольная мысль, что наоборот, участие в переписе в Бейт Лехеме освобождало их от уплаты налога Риму в Нацерете :) "Церковь была построена в 339 году, но через 190 лет сгорела в пожаре" - это самаритяне ее сожгли, во время самаритянского востания против Византии. результаты этого востания плачевны, от более 5миллионов самаритян остались единицы.... А про современную историю вам не рассказывали? Как арабские терористы заблокировались в церкви? И правильно что не рассказывали, потому как об этом там запрещенно говорить, могут арестовать. В ПА нет свободы слова, я лично знаю гида арестованого палестинской полицией за анти-арабские разговоры , хоть и правдивые... У стен там есть уши, и эти уши понимают на русском!
Оратор: noorsu
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Кстати да, читал и вспоминал сколько дней они там в заложниках монахов держали, после чего были "усыновлены" европейцами. Так об этом теперь,оказывается, нельзя расказывать )
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Ты по работе бываешь, это не считается ;) Рассказывали, конечно, именно на той площади.
Оратор: larafr
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Всё-равно.. Я бы не решилась. Для меня это как в Петру съездить..
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-03 00:00:00
А что в Петру? Там тоже спокойно.
Оратор: larafr
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Я себя плохо чувствую среди арабов. Но это не значит, что другие такие же :). ...Икона божьей матери хороша.. И улыбка её :)..
Оратор: sharel
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Граффити интересное, впечатление, что скованную цепью голубку мира держит индеец:)
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Или индиец ;)
Оратор: svetss
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Я была там в 90-каком году, по-моемму, с русскими туристами, но с удовольствием посмоиреда бы еще, и на счеи Иерихона заманчмво.
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Я так догадываюсь, что с 90-х годов там изменилась пара вещей ;)
Оратор: f_jj
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Крут!
Reply

Марфа в Вифании, 19.11.10

люди | христианство | поездки | ислам | палестинцы |
Permanent Link | 2010-11-23 00:15:00
В пятницу seagull_gull> организовала поездку к востоку от столицы. Сначала посетили два монастыря - Евфимия и Мартириуса. Сами по себе они интересные, но я там уже был с Барухом, который их копал. К тому же, то что я услышал после этого в Азарии безусловно затмило все утренние впечатления.
Мы приехали в Азарию и  Инна упомянула о русской православной школе. Хоть она и русская православная, тем не менее, 90 % учениц в ней мусульманки(!). Это нас, конечно, заинтересовало и мы пошли туда. У меня не было особенных ожиданий по поводу посещения. Ну с какой стати, нашу группу, в которой по крайней мере половину легко опознать как израильтян, пустят в школу для мусульманских девочек, пусть и после окончания занятий. В лучшем случае дадут заглянуть на минуту. Но Инна уже была там и была настроена оптимистично. Действительность превзошла все самые смелые ожидания...

На видео православная монахиня по имени Марфа рассказывает нам о русской православной школе. Как вы думаете, какой у нее родной язык?


http://www.youtube.com/watch?v=3-tfRSQl2-0



...Мы зашли в ворота, удачно открывшиеся для выезжающей машины и начали осматриваться и фотографировать. Из здания вышла монашка в черном и спросила нас (по русски) что мы здесь делаем и откуда  и на сколько мы приехали. Мы сказали, что пришли посмотреть школу и уклончиво сказали, что приехали из разных республик б.СССР. Позже мы узнали, что она директрисса этой школы и ее зовут Марфа. Она предложила рассказать о школе и мы дружно закивали головами. Следующие часа полтора мы ее слушали развесив уши, иногда задавая вопросы.

Лет 100 назад 2 шотландки отправились в Индию, но по пути решили заехать в Палестину и посетить святые места. Добрались до Иерусалима, и в поисках ночлега забрели в церковь Марии Магдалены (ту самую, с золотыми луковками). Да так и остались там. Приняли Православие. Одна приняла имя Мария, а другая Марфа. Позже Мария стала первой игуменьей монастыря Марии Магдалены, а Марфа отправилась в Вифанию. Где, как известно, был воскрешен Лазарь, а одну из его сестер звали Марфа. Монастырь выкупил в Вифании небольшой участок и Марфа, у которй было медобразование, устроила там лечебницу. Не одна, конечно. Вместе с ней были еще 4 православных монашки (2 шотландки, перешедшие в православие, армянка и сербка). Местное мусульманское население относилось к ним довольно враждебно, до первого несчастного случая в деревне, когда женщина обварилась кипящим маслом. В панике, жители принесли ее к монашкам. Те поставили ее на ноги и уже через 2 месяца в клинике принимали за 100 человек в день...
Лечили и детей. Вначале монашки навещали их на дому, а потом стали забирать в клинику, подлечивать и через какое то время возвращать родителям. Тут им стало понятно, что некоторым детям дома живется намного хуже, чем в лечебнице. Тогда было решено открыть школу-интернат. Там изучали русский и старославянский, православие и некоторые реальные предметы. Обучение было на высоком уровне и позже в нее стали отправлять детей аж из Аммана.
....

После Шестидневной Войны в Азарию хлынули мусульмане из Иерусалима, а христиане, наоборот, стали эмигрировать. Стал вопрос о закрытии школы. Тогда было принято решение о принятии в школу мусульманских учеников. Сегодня в школе 9 классов (раньше было 11), учат, как и раньше, русский, старославянский, основы Православия и программу средней школы. Кроме того, учат Коран, как требует минобраз ПА. Над каждой комнатой висит крест, в углу стоят иконы. А 90 процентов учеников школы - мусульмане. Очередной кусочек нашего сюра...
...

Когда начали строить забор, то принимать учеников из Иерусалима стало сложнее. Пока забор был двухметровым, то приезжали 2 школьных автобуса - один со стороны Иерусалима, другой со стороны азарии и по поставленным ящикам передавали детей на другую сторону. Но в последние годы перекидывать детей через 6-метровый забор стало проблематичным...
....

Кто-то спросил, бывают ли случаи перехода в ислам учениц? Марфа сказала, что бывают, но как правило, после обручения с мусульманским парнем. И рассказала историю "с обратным знаком". В четвертом классе были 4 подружки, не разлей вода. 2 христианки и 2 мусульманки.
В один день я вижу, что 2 из них, которые христианки, нарезают вокруг меня круги и шушукаются.
 - Что случилось?
 - Марфа, тут такое дело. Мы 2 своих подружек... покрестили...
У меня все внутри оборвалось. Я с трудом взяла себя в руки, и со спокойным видом, как подобает педагогу, спросила:
 - А как вы это сделали?
 - Мы научили их креститься, приложили к иконам, полили святой водой и окропили елеем...
 - Быстро бить поклоны и молиться, чтобе те две не рассказали об этом дома!
После этого я еще месяца два ожидала прибытия разьяренных папаш...
....

Года 3 назад Хамас объявил всеобщую забастовку в ПА. К ним в школу пришли боевики из Хамаса, и сказали, что если школу откроют, то они ворвутся и всех перестреляют.
 - В кого вы собрались стрелять??? Это же и ваши дети!!! (а в школе учатся дети родителей от обеих партий)
 - Это нас не волнует. Мы вас предупредили.
Я, со своим европейским воспитанием, была в шоке. Но моя секретарша мне сказала не волноваться. Она по своим каналам навела справки, подключила влиятельных родителей (а там таких хватает - школа считается элитной, у них учится внучка Аббаса) и через 2 часа пришли силовики от Фатаха и сказали, что они будут охранять школу, пусть дети приходят, но на переменках их во двор не выпускать. Так что в следующие дни школа работала.
Через 2 месяца снова объявили забастовку, на этот раз Фатах...И ситуация повторилась, только "защитниками" в этот раз выступал Хамас...
...
Несколько лет назад Марфа ездила в Екатеринбург на "Царские Дни". Там она побывала в нескольких вузах и решила, что надо послать некоторых из ее учеников учиться в Россию. И действительно, двое выпускников поехали 2 года назад в Е-бург, год занимались, чтобы подтянуть русский и поступили в медицинский, сдав экзамены в первой трети.
....

Да, так о родном языке Марфы:


http://www.youtube.com/watch?v=_1EPNAEJP1s


Она родилась в Казахстане, но маленьком возрасте ее семья уехала в Германию. Дома говорили по немецки, она в 21 год решила принять православие и тогда стала изучать русский. И старославянский. Вот так. Мы были в шоке, хоть  и остальное услышанное было весьма необычно.

....
Еще одна история.
Несколько лет назад были землетрясения, одно за другим. <..> В этот день я отлучилась по делам в город, поэтому, то что произошло, своими глазами не видела, о чем до сих пор жалею. Трясло довольно сильно, на третьем этаже стены ходили ходуном. Старшие ученицы бросились на пол и заголосили, что они не хотят умирать. Младшие, глядя на них, тоже начали плакать, типа, тоже не хотят умирать. Учителя спустили всех во двор школы, стоит гам и полный беспорядок. Христианки, живущие в интернате, бросились к своей воспитательнице, сестре Наталье и тоже заявили, что не хотят умирать. Тогда, она стукнула кулаком по столу одна из учительних-христианок, рявкнула на своих единоверец:
 - Что делают в таких случаях?
 - Молятся! Нет, бьют поклоны! Нет, идут крестным ходом!
 - Так быстро за иконами!
Прошло несколько минут, и через мечущуюся толпу пошла шеренга с иконами и песнопениями. Быстро воцарилась тишина. Дети обошли всю школу по периметру (кстати, землетрясения на тот период прекратились).
Так вот, я не знаю, что изменилось в душах девочек и учителей мусльманок, (и изменилось ли что-нибудь), что они чувствовали и о чем они думали, но именно так я понимаю миссионерство - не словами, а делами и личным примером.

Вот именно. Мне вспомнилась Рахель Циммерман. Такая же способность на протяжении многих лет заниматься своим любимым делом, несмотря на трудности, кажущиеся непреодолимыми. При этом сохранить открытость и оптимизм. Хорошо, что Святая Земля притягивает к себе таких людей. 


Оратор: iva_vinny
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Удивительный пост, большое спасибо! Захотелось побольше узнать и написать про нашу христианскую школу.
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Ага, интересно будет прочитать.
Оратор: _suzan_
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Потрясающий репортаж. Добавлю к себе ссылочку на Вас, я так не напишу, а люди пусть читают.
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Да, это одна из самых запоминающихся поездок.
Оратор: nakaryak
Дата: 2010-11-22 22:58:53
Спасибо большое, как-будто с вами там побывал!
Оратор: karial
Дата: 2010-11-23 00:49:45
очень интересно!!! спасибо большое за рассказ и фотографии
Оратор: igor5
Дата: 2010-11-23 05:00:32
Очень интересно !
Оратор: cz_75b
Дата: 2010-11-23 08:21:55
спасибо, очень интересно.
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-23 09:54:06
Ну ты уже понял, что пропустил интересную вылазку ;)
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-23 09:54:36
Рад, что понравилось ;)
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-23 09:55:13
Ага, необыкновенные истории
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-23 09:55:28
Рад, что понравилось ;)
Оратор: svetss
Дата: 2010-11-23 14:51:41
Класс, прямо детектив,Так и видится название:"Влияние Русской православной церкви на арабо-палестинкий конфликт в Израиле."
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-23 17:55:15
Писатели до такого детектива не додумаются ;)
Оратор: upyreg
Дата: 2010-11-23 20:22:46
Спасибо очень интересно!!!Как вы только не боитесь во все эти деревни ездить...букавльно 3 недели назад в Азарии почти на куски разнесли машину с израильскими номерами,случайно заехавшую туда.... А мусульмане и Коран в православном классе-это что то....страна контрастов.
Оратор: upyreg
Дата: 2010-11-23 20:24:12
арабо-палестинский???Ну тогда уже на Арабо-Арабский конфликт.
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-23 20:28:41
Ну, я же не один туда ехал, нас 7 тачек было. А машину разнесли не из-за номеров - там полно машин с желтыми номерами. Всякое, конечно, может быть, но в тот день на нас косились, но без агрессии. Угу, меня еще больше поразила история с забастовкой - это вообще Дикий Запад
Оратор: upyreg
Дата: 2010-11-23 20:34:04
у вас какая то группа искателей приключений с которой вы всегда ездите?
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-23 20:38:37
Я с разными езжу ;) Конкретно эта отсюда - http://seagull-gull.livejournal.com/381054.html Посмотри и в сообществе stalker_il
Оратор: yozhik_
Дата: 2010-11-23 21:55:56
Знакомые лица :) Мы там были давно, с автобусной группой, когда ситуация была поспокойней.
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-24 06:54:15
Туда и сегодня возят автобусы (к гробнице Лазаря), но наверное, только интуристов. А когда вы были?
Reply

Тайбе, церковь св. Эфраима

христианство | палестинцы |
Permanent Link | 2010-02-05 19:08:00
Во время посещения пивзавода мы заприметили церковь, стоящую на соседнем холме. После короткого совещания с нашими проводниками мы отправились туда. Сначала на машинах, а потом пешком. Подойдя к церкви, обнаружили наглухо закрытые ворота. Колокольня призывно белела в саду и мы, конечно, полезли через забор. Однако, внутри церкви нам открылась удручающая картина. Все было разрушено и виднелись следы пожара. На вопрос что здесь произошло, никто из наших сопровождающих не смог дать четкого ответа. Только гид из муниципалитета уверенно заявил, что это дело рук поселенцев. А что же там произошло в действительности?
Благодаря наводке yozhik_>, я списался с отцом Жаком Франтом, который 20 лет назад построил эту церковь на земле, выделенной городскими властями Тайбе. Однако, с тех пор произошло несколько событий.

С началом второй интифады, ему пришлось вернуться в Италию, а с 2002 он живет "на 2 дома" - в Италии и в Тайбе. Все эти годы за церковью смотрела одна семья из деревни.
В 2005 году, криминальная семья из Хеврона купила участок слева от тропинки к церкви и построила там дом (из Хеврона они убежали после подозрения в убийстве). И тут начались проблемы, не только с христианскими жителями Тайбе, но и с мусульманской Дейр Джарир. Эти бандиты несколько раз обворовывали церковь. Проблема в том, что полиции как таковой в зоне B не существует, а палестинская администрация слаба и коррумпированна. Тем не менее, Жак подал иск в Трибунал(окружной палестинский суд). Жители Тайбе его поддержали (многие согласились выступить свидетелями). Этих свидетелей начали запугивать, а позже сожгли церковь... Слава богу, никого в доме не было. Несмотря на все угрозы отец Жак свой иск не отозвал и по прежнему надеется на справедливость. Насколько я понял, вскоре после пожара эту семью из Хеврона настойчиво попросили убраться восвояси и они так и сделали.


Денег на реконструкцию у отца Жака нет, во время своих приездов в Тайбе он живет в своем оффисе (он занимается организацией туристических туров для паломников).
Вот такая грустная история.




Оратор: michk
Дата: 2010-02-05 17:17:45
Круто! А наши проводники пытались рассказать о поселенцах из Офры, разрушивших церковь.
Оратор: seagull_gull
Дата: 2010-02-05 17:24:05
О, круто. Молодец и спасибо за подробности.
Оратор: seagull_gull
Дата: 2010-02-05 17:24:47
Да, эти поселенцы, они такие... :)
Оратор: igorla
Дата: 2010-02-05 17:39:24
Ну а кто же, как не злобные поселенцы...
Оратор: igorla
Дата: 2010-02-05 17:40:18
Да, как у тебя писал Костя, развели они у себя Дикий Запад...
Оратор: michk
Дата: 2010-02-05 18:17:20
Страшные люди :-)
Оратор: yozhik_
Дата: 2010-02-05 19:52:14
Я нашёл имя монаха в одном из календариков, которые ты мне прислал :)
Оратор: igor5
Дата: 2010-02-06 06:53:23
Очень интересно, спасибо !
Оратор: kir_2008
Дата: 2010-02-06 08:52:14
О, вот это, как мне кажется, правильный подход к информации. Жалко, что с таким обстоятельным расследованием редко встречаешься. Обычно народу лень тратить своё время на занудную и тяжёлую интелектуальную деятельность. Спасибо за рассказ.
Оратор: igorla
Дата: 2010-02-06 10:06:00
:))
Оратор: igorla
Дата: 2010-02-06 10:07:58
Что интересно, местный гид ни словом не обмолвился об этой истории.
Оратор: igorla
Дата: 2010-02-06 10:08:59
Да, ладно, "интелектуальная деятельность" ;) Всего лишь написал непосредственному участнику письмо. Спасибо ему за обстоятельный ответ.
Оратор: kir_2008
Дата: 2010-02-06 11:38:37
Именно так, "интелектуальная деятельность". История как наука начинается с проверки фактов учёным. Без того, что ты делаешь, вся остальная "деятельность" - фикция.
Оратор: igorla
Дата: 2010-02-06 15:56:44
Для полноты картины надо поговорить и с этой семейкой из Хеврона. Но этим нездоровым занятием пусть занимаются соответствующие органы ;)
Оратор: kir_2008
Дата: 2010-02-06 16:32:40
Ты прав со всех сторон. Одно то, что ты понимаешь необходимость возможно более полного выяснения обстоятельств ставит тебя на почти недосягаемую высоту. Ещё парочку хозяев ЖЖ знаю таких - и всё!!! Остальным хватает такого изложения фактов, которое подтверждает их заблуждения.
Оратор: janataha
Дата: 2010-02-06 18:26:07
коль акавод! спасибо за истину, которая все-таки торжествует!
Оратор: igorla
Дата: 2010-02-06 18:46:25
Есть больше чем парочка ;)
Оратор: igorla
Дата: 2010-02-06 18:49:25
Спасибо;) До торжества там далеко, суд тянется неспешно, церковь разгромлена.
Оратор: janataha
Дата: 2010-02-06 19:18:10
да, к сожалению это так...
Оратор: igorla
Дата: 2010-02-28 00:48:15
Арабы. Вряд ли еврейская семья из Хеврона, криминальная или нет, поселится в арабской деревне...
Оратор: segenbrg
Дата: 2010-02-28 11:32:22
А можно уточнить для тупых и неполиткорректных? "Криминальная семья из Хеврона" - это евреи или арабы?
Оратор: segenbrg
Дата: 2010-02-28 13:13:12
Ага. Вряд ли. Но хотелось, чтоб это было написано черным по белому. Спасибо.
Оратор: igorla
Дата: 2010-02-28 13:42:37
В этой истории, для разнообразия, поселенцы не замешаны.
Reply
| Previous
Дневник Интроверта (1937)
Titles only


army(41) asa-104(20) bykes(82) canada(2) chinese(1) dancing(1) driving(4) finance(2) flash(1) flyboard(1) gadgets(10) halloween(5) harry potter(23) hinam(1) hitech(1) humor(89) la plagne(11) lgbt(2) livejournal(29) millburn(4) music(4) paint(1) programming(24) relocation(3) rip(1) search(1) segway(1) spoons(5) spoons-canada(1) spoons-canada-stuff(1) spoons-georgia(1) spoons-germany(2) spoons-germany-drezden(1) spoons-germany-schwarzwald(1) spoons-usa(1) spyware(1) tignes(8) upstate(4) via ljapp(48) western(1) windows(4) wine(4) xmas(1) аварии(1) авиация(5) автомобиль(2) алкоголь(1) амиши(1) археология(11) атлантический океан(1) байкал(2) байкал-2007(9) барселона(5) бедуины(8) бейт шеан(3) бекаа(11) бекаат оно(2) ближний восток(3) бней брак(3) бостон(3) быт(4) вифлеем(3) вождение(1) война(29) ворона(8) выборы(15) галилея(33) греция(20) гуш катиф(1) ддт(7) детское(249) джерси сити(1) дзюдо(1) днепропетровск(2) египет(1) железная дорога(5) жизнь в сша(103) забавно(7) задачки(30) заплыв в кинерете(8) здоровье(19) землетрясения(5) иврит(6) игры(1) иерихон(4) иерусалим(68) иерусалимские горы(12) израиль-2015(1) изреельская долина(4) индия(1) интернет(18) иордан(1) иордания(22) искусство(32) ислам(6) история(33) источники(1) иудаизм(56) иудейские горы(25) иудея(10) йом кипур(16) кармель(2) каяк(75) квартира(14) киббуцы(5) кинерет(15) кино(29) книги(31) концерты(25) космос(1) кретины(19) кузнечное дело(2) кулинария(1) курьез(211) левин(3) лингвистическое(8) личное(4) лыжи(26) лытдыбр(39) люди(64) мадатек(1) маразм(3) мафынка(3) медведи(1) мемориал(92) мемуары(4) мертвое море(3) мечта идиота(1) микроскоп(5) море(22) москва(2) музеи(6) музыка(15) мысля(11) назарет(2) наука(5) негев(14) новости(1) новый год(3) ностальгическое(13) нью джерси(9) нью йорк(53) нью провиденс(5) обезьяны(1) образование(3) общество(4) оксана(7) опросы(2) ориентирование(3) палестинцы(19) парады(2) парк леуми(3) пенсильвания(3) песни(10) петра(9) пещеры(20) погода(57) поезда(1) поездки(272) политика(75) потреблядство(2) почта(3) прага(4) предгорье(15) природа(102) психология(4) псой(2) пузыри(4) пурим(6) пчелы(3) работа(38) религии(17) ремесла(12) рестораны(4) рига(4) россия(3) рыбалка(2) рыцари(3) салезианцы(1) самаритяне(1) самария(35) сволочи(31) север(27) семья(11) сионизм(17) скалодром(1) слова(2) сми(1) снеппелинг(7) сны(3) спб(18) спорт(41) статистика(1) стеклодувы(8) столяр(2) сша(45) танцы(1) тверия(4) театр(52) тель-авив(38) тесты(96) трамполина(3) туризм(2) турция(6) флешмоб(7) флорида(2) форумы(2) фото(100) фотоитоги года(16) франция(11) фундаментализм(2) хайфа(16) ханукка(7) хоккей(2) хомяки(1) христианство(49) цирк(2) черешня(1) чехия(1) шаов(5) шарон(1) швиль исраэль(3) школа(32) шм(39) шоколад(2) шфела(11) эйлат(2) экология(16) экономика(3) экскурсии(4) яхта(34) צופים(8)

Locations of visitors to this page