самария




Шхем - лекции и мини-экскурсия - 16-17.1.14

самария | история | поездки | палестинцы |
Permanent Link | 2014-01-21 19:28:00
В тот четверг я побывал на конференции в Алон Море. Тема - география и история Шхема, от Иегошуа Бин-Нуна до наших дней. Собственно конференция состояла из 2 частей - лекции и поездка в Шхем. Ночью, и под прикрытием армии.


До Алон Море я доехал с plot>, с которым впервые увиделся в реале, спасибо ему за тремп и за компанию. Были несколько лекций, некоторые понравились больше, другие меньше. Особенно запомнились 2 лекции: о римских "колониях" и способах их обнаружения (проф. Зеев Сафрай), а также о различных видах захоронений в этом районе (Юваль Пелег).


Народ на 90% был религиозно-поселенческий. Еще были несколько харедим, и совсем мало светских из центра. Из жж-истов были замечены 777_itamar>, yozhik_>, anno_nin>, plot>, curiousalex>. Во время перерыва встретился с Авиталем, моим бывшим начальником. Он слегка офигел, увидев меня там - последний раз мы виделись в мае 2004 года и я тогда активно пропагандировал вполне левые взгляды ;)


Роскошные усы у мужика :)


Всего набралось 6 автобусов (по 60 человек). Нас разделили на 2 группы. Мы с anno_nin> остались во второй и не пожалели. Пока ждали своей очереди послушали невероятно увлекательный рассказ Бени Кацовера о том как рождался Алон Море. Я надеюсь об этом написать отдельный пост.

Наконец и мы поехали. На КПП Бейт Фурик нас продержали не так уж долго, хотя я даже успел подремать. Нас повезли к могиле Йосефа, сначала через промзону, а затем по периметру лагеря беженцев. Когда проезжали мимо мастерских в нас кинули пару булыжников. Ну и каким придуркам не спится в 2 ночи в промзоне (кроме тех, которые ехали в автобусах ;) ?

Шхем - это одно из древних поселений в наших краях, его первое письменное упоминание датируется 18-веком до н.э. Вот его история вкратце (отсюда):
Неподалеку от древнего Шхема в Алон Море праотец Авраам построил жертвенник после того, как Всевышний завещал эту землю его потомкам. Здесь же внук Авраама, Яаков, купив землю у ханаанеян, поставил шатер и вырыл колодец, водой из которого поил свои стада... В Библии этот город упоминается всего более 50 раз. Здесь стоял ханаанейский храм Бейт Бааль Брит, в котором находился «пуп земли». Иисус Навин установил тут камень единения с народом. Дина, дочь Яакова, была изнасилована властителем Шхема, за что Шимон и Леви, вопреки желанию отца, перерезали всех мужчин Шхема, а город разграбили, за что и были лишены своих уделов — колено Леви жило среди прочих колен, а Шимон на южных землях Иегуды. Шхем отсутствует в списке городов, покоренных Иисусом Навином, видимо, население уже тогда было еврейским или дружественным. Находился на территории колена Эфраима. После смерти Гидеона, его сын Авимелех, казнил в Офре 70 своих братьев и объявил себя царем Шхема (Судей 9:6). Жители города взбунтовались против него и он уничтожил город дотла. 
Один из важнейших городов в истории Израиля был столицей Израильского царства после развала империи царя Соломона и даже имел свой собственный еврейский храм. В 8 веке до нашей эры Шхем был разрушен ассирийцами и снова восстал из пепла в 4 веке до нашей эры, когда здесь обосновались самаритяне. В 332 году до нашей эры они подняли восстание против Александра Македонского, запретившего строительство самаритянского храма. Позже, все-таки, этот храм был построен и во втором веке до нашей эры Иоханан Гиркан разрушил его, перепахав Шхем почти до основания. Римляне переименовали захваченный и перестроенный в 2 километрах от старого город в Флавия Веспасиана, а позже — в Неаполис. Владели городом и крестоносцы. Евреи жили в городе в разные периоды его истории, но оставили Шхем после арабских бесчинств 1929 года.
Шхем - это библейское название города, но не единственное. На арабском он называется Наблус, что есть искаженное название римского Неаполиса. Кроме того, холм на котором стоял библейский Шхем получил название Балат, что указывает на дуб, который рос возле святилища.

Из новой истории до нас дошли несколько упоминаний о еврейских семьях в Шхеме. Например, в конце 16-го века там проживало 50 семей. в 1895 году было 120 семей, однако уже 13 спустя Иехуда Бен Цви отмечает что евреев в Шхеме не осталось. В 19221 году Иегошуа Ханкин покупает 4.5 дунама и 10 лет спустя упоминаются 10 семей, живущих в Шхеме.После арабского восстания 1936 года и до наших дней евреи не живут в Шхеме.

Сегодня Шхем промышленный город, который сильно разрастается, туда многие стараются переехать из окрестных деревень. В центре жилье неоправданно дорогое, поэтому сильно разрастаются пригороды. Как в большом Тель Авиве ;)


Мы выгрузились из автобусов и мы пошли на холм Балата. На холме находятся остатки библейского Шхема, времен Иегошуа Бин-Нуна. Археологами были идентифицированы западные и восточные ворота, а также укрепленная башня, в которой помещался храм.
Башня круглой формы стоит очень мощной стене (похожую я видел в Иерихоне). На первом этаже был храм, а выше располагалась собственно дозорная башня.

(отсюда - http://www.wmf.org/project/tell-balatah )


Также там стоит большой камень, который археологи (проф. Эрнст Райт) осторожно идентифицируют с камнем положенным около святилища.
25. И заключил Иисус с народом завет в тот день и дал ему постановления и закон в Сихеме.
26. И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия, и взял большой камень и положил его там под дубом, который подле святилища Господня.
27. И сказал Иисус всему народу: вот, камень сей будет нам свидетелем, ибо он слышал все слова Господа, которые Он говорил с нами; он да будет свидетелем против вас, чтобы вы не солгали пред Богом вашим.
(Книга Иисуса Навина 24:25-27)



На Тель Балата  много лет не было организованных экскурсий. Эту полноценной тоже назвать нельзя, т.к. армия довольно сильно подгоняла и не давала экскурсоводам растекаться мыслью по древу. А жаль, потому что нам попался хороший гид - зовут его Хилик. Впрочем, и в таких условиях он смог построить вполне цельную картинку, пусть и пунктиром.


Армия переживала из-за волнений которые вспыхнули в лагере беженцев в западной части Шхема. Периодически слышались разрывы шумо-гранат, но не слишком близко к нам. Так что к могиле Йосефа нас не пустили, только дали заглянуть. Впрочем, мне этого хватило. Гораздо больше я жалел о том, что экскурсия на холме была слишком краткой, не говоря уже о  невозможности посетить Касбу.


За последний год мне довелось посетить 3 больших арабских города: Вифлеем, Иерихон и сейчас Шхем. И если в первых двух отношение к нам было вполне доброжелательным (по крайней мере, напоказ), то в Шхеме, похоже израильских туристов видеть не хотят. Впрочем, лиха беда начало - еще несколько таких экскурсий, и может быть сможем посетить и среди бела дня. Кстати, эта разница между городами подводит к мысли, что всякий политический договор должен строиться снизу-вверх, причем надо начинать с экономических завязок.



Конечно, экскурсионная часть немного разочаровала - хотелось посмотреть больше объектов. Будем надеяться, что и в Шхем сможем ездить также, как и в Иерихон.


Обратно ехали в 5 утра, автобус еще не ходил, так что спасибо anno_nin> за тремп обратно.
---------
Все фотографии здесь. Снимал полу-мыльницей, ночью, смотреть особенно не на что.

Другие отчеты:
http://plot.livejournal.com/437341.html
http://curiousalex.livejournal.com/111453.html

Оратор: plot
Дата: 1970-01-17 04:12:06
Иерихион и Вифлеем - места заточенные под туристов. Поэтому и отношение терпимое. Убери оттуда туризм - и нет городов. А про Шхем еще полторы сотни лет европейские путешественики ужасы рассказывали . Про их неприветливость и враждебность. Не говоря уже о вороватости. Нынеешний город живет благодаря торговле и втуристах не нуждается.
Оратор: igorla
Дата: 1970-01-17 04:12:06
Да ладно, несколько автобусов в день тоже денюжку принесут. Хотя да, похоже жителям они нафик не здались.
Оратор: vicush
Дата: 1970-01-17 04:12:38
"в мае 2004 года и я тогда активно пропагандировал вполне левые взгляды ;)" ya rada chto razym nakonez vostorjestvoval:)
Оратор: 777_itamar
Дата: 1970-01-17 04:13:02
Мне было приятно видеть из тель Шхем мой караван-сарай. Понял, что неплохо бы обзавестись телескопчиком.
Оратор: igorla
Дата: 1970-01-17 04:13:15
Смог рассмотреть? Круто :)
Оратор: igorla
Дата: 1970-01-17 04:13:15
"Кто в молодости не был либералом, у того нет сердца. Кто в старости не стал консерватором, у того нет ума"
Оратор: vicush
Дата: 1970-01-17 04:14:46
ha merahem al ahzarim, sofo she itahzer le rahmanim. I'm happy you got smarter :)
Reply

Терик эль-Хинди, 12.4.12

самария | христианство | bykes | мемориал |
Permanent Link | 2012-04-14 00:36:00

Давненько я не катался на велике по пересеченной местности, причем не по накатанным дорожкам иерусалимского предгорья, а по не слишком хоженным просторам восточной Самарии.


Поездку организовала Полевая Школа в Кфар Эцион. Мы стартовали от поселка Маале Михмаш. Ехало 32 велосипедиста и военный джип с водой, чупарами и запасками. Из-за неизбежных технических затруднений первые 2 километра преодолевали долго  - у одного из участников сначала  "взорвалась" шина, а потом порвалась цепь. Что же, по крайней мере, посмотрел как чинят цепь в походных условиях.
Большую часть пути мы проделали по дороге "Терик эль-хинди", что в переводе означает "дорога индийцев". Вскоре после воцарения в Палестине, англичане стали активно прокладывать новые дороги. Прокладкой еще одной дороги из Рамаллы в Иерихо занимался индийский батальон - отсюда дорога получила свое имя. Впрочем, строили дорогу не с нуля, а расширяли существующую тропу, на которой сохранились ещ плиты римлян. После Шестидневной войны эту дорогу оценили и израильтяне. Петляя между холмами, она позволяла незаметно перебросить немалые силы к иорданской границе, так что и сегодня она имеет значение.




Один из участников похода. Вглядитесь внимательно в фотографии. Респект, что тут скажешь...



Дорога уперлась в ворота тренировочной базы Магава. Впрочем, была предварительная договоренность и нас пропустили, предварительно строго-настрого запретив фотографировать. Было утро накануне праздника и никаких учений не проводилось. А тренировки там проводятся самые разные. 15 лет назад во время учений на этой базе погиб Шай Узани, инструктор по стрельбе.


Наш путь шел над вади Наама. Неожиданно мы увидели, что русло перегорожено плотиной. Поток воды через пролом в скале уходил на юг и впадал в соседний вади Кельт. Зачем это было сделано? На первый взгляд, налицо воровство воды из водосборника северной части Иерихона. Хотя мысль эта вполне логична, но неверна. Впервые эта плотина была построена во времена арабского халифата. Так зачем им нужно было воровать воду у самих себя? Оказывается, дело вовсе не в воровстве воды, а скорее наоборот. В те времена центр Иерихона находился вблизи устья вади Наама и зимние наводнения наносили значительный ущерб. После сооружения плотины 30% воды стало уходить в вади Кельт и Иерихон вздохнул свободнее. Однако, побочным эффектом этого инженерного решения стало затопление дворца Ирода Великого, ведь Ирод не планировал резкое увеличение потока из вади Кельт... Проблема наводнений актуальна и сегодня - как видно на фотографии, дамба поддерживается в хорошем состоянии.




После этого мы съехали с дороги и начался небольшой экстрим. Ехать на велосипеде почти не удавалось, тащили на себе, иногда по крутым склонам. Дойдя до водопада, мы увидели Каранталь и Док.


Монастырь Искушения на горе Каранталь, заложенный в 340 году Харитоном. Несмотря, на то, что существуют ворота с восточной стороны, монахи не пускают через них посетителей. Сам монастырь находится на границе зон А и С - было решено оставить вход только со стороны Палестинской Автономии. Так что, единственный способ попасть туда  - на фуникулере из Иерихо.


Когда и кем была построена крепость Док неизвестно, но судя по упоминанию в Библии не позже 135 г до н.э.
И с коварством принял их радушно сын Авувов в небольшую крепость, называемую Док, им устроенную, и сделал для них большой пир, и спрятал там людей. И когда опьянел Симон и сыновья его, тогда встал Птоломей и бывшие при нем, взяли оружия свои и вошли к Симону во время пира и убили его и двух сыновей его и некоторых из служителей его. ("Первая книга Маккавейская", гл. 16, 15-16)
По словам Гади, от первоначальных построек осталось немного - основания стен и пара комнат. Сегодняшние стены представляют собой реконструкцию из турецкой постройки конца 19-го века.


Крепость не имела постоянного естественного источника воды, поэтому собирали дождевые воды вади Кецер. Вода в крепость поступала по водоводу и отстаивалась в подземном бассейне, откуда в очищенном виде поступала в другую цистерну. Часть пути до крепости идет по руслу акведука.

Мы вернулись к дороге, откуда нам предстоял единственный за этот поход затяжной подъем на 150 метров. Обычно я его ехал, пусть и на 1-1, однако иногда приходилось идти...
 Зато и виды были отличные - Сартаба к северу, Иерихон к востоку, Кипрус к югу и Иерусалим к юго-западу. Хотя в Мишне сказано, что сигнальные огни передавались с Масличной Горы на Сартабу, есть сомнения в том что эти огни всегда были видны, поэтому предполагают, что существовала еще одна промежуточная станция как раз на этой горной гряде над Иерихоном.



Спуск вниз через бедуинский поселок, и мы заканчиваем наш маршрут в Мево Иерихо - основанный в 1999 году форпост поселка Иттаб. Грузим велосипеды и на автобусе едем к машинам.



Несколько слов об организации похода. К сожалению, заявленной цели бы не достигли - в крепость мы не попали, и я так и не понял причину, по которой мы не дошли до крепости. Можно было оставить велосипеды и пойти вдоль водовода - это еще минут на 15 ходьбы, время позволяло. Кроме того, страдала и сама организация маршрута - обычно для такого количества участников выделяют замыкающего, но в этот раз этого не было, и ведущему Гади приходилось мотаться туда-сюда, что весьма замедляло процесс. Честно говоря, я разочарован этой Полевой школой. Поездка не из дешевых (175 шекелей) и ресурсы позволяли организовать поход куда более четко.


Я, конечно, не жалею что поехал - покататься в этих местах, да еще весной, совсем нечасто удается. yozhik_>, спасибо за наводку!



----------
Все фотографии здесь.
Судя по записям ГПС, мы проехали 25 км. Здесь примерный трек маршрута.
Впечатления одного из участников (ивр.)



Оратор: nakaryak
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Здорово!
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Да, хоть и не везде побывали.
Оратор: yozhik_
Дата: 2010-11-03 00:00:00
у меня тоже смешанные чувства. с одной стороны, хороший маршрут. с другой - доехать почти до конца, и повернуть обратно.
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Я выразил громко свое недоумение, но похоже, только мне было интересно попасть внутрь крепости...
Оратор: yozhik_
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Ну что я могу сказать... У Двира был как-то маршрут с посещением крепости. Может быть, повторит. А вообще, надо ехать в Иерихон.
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-03 00:00:00
Пешком до крепости точно можно дойти. Согласен насчет Иерихона, тем более что в Каранталь пускают только со стороны фуникулера.
Reply

Итамар - хребет Гидеоним

самария | bykes | поездки |
Permanent Link | 2011-03-26 21:25:00
В Пурим были объявлены походы в крепость Арома, в память о зверски убитой семье Фогель. Пеший и на велосипедах. Я, естественно, выбрал второй. Однако, получилось не так, как было задумано. Армия в 12 ночи (уже не в первый раз!) изменила свое решение и запретила группе велосипедистов подниматься к Ароме, а вместо этого, проехаться по хребту к востоку от Итамара. В ответ на возмущенный вопрос "а с какой стати?", комдив ответил, что по пути к Ароме они нас охранять не смогут. "А на холмах сможете?",  - "и на холмах мы вас охранять не будем, но так и быть, можете проехаться". Тут все стало ясно, и организатор похода, Давид Хай, сказал, что это первый и последний раз, когда он пытается согласовать покатушки с армией...
Встретились мы у дома Давида. Оказалось. что он сосед семьи Фогель, и в ту ночь террористы сначала ворвались в его дом, но он пустовал...


Сначала прокатились по очень заросшему синглу, а затем поднялись в новый район Итамара, основанный после теракта. Разумеется, он получит имя семьи Фогель. Там уже начались подготовительные строительные работы, а пока что он выглядит вот так:



Оттуда мы вернулись в Итамар, и выехали через восточные ворота. До сих пор с нами бежала беременная собака Давида. Тут он над ней сжалился, и, несмотря  на протесты с ее стороны, посадил в проходившую машину и отправил домой.


После подъема на горку мы поехали по живописной дороге на северном склоне хребта Гидеоним. К юго-востоку торчал пик Сартабы, к северу гора Тамун, которую, как оказалось, видно не только с окружающих холмов. Под нами лежала арабская деревня Бейт Фурик.



Там же, под сосной, мы сделали привал.


На горе над нами находится очередная гробница шейха. Некоторые считают, что там похоронен Гидеон.


Через несколько километров дорога нас привела к обзорной площадке, построенной в память о Матане Загроне, погибшем в схватке с террористом-смертником.


Оттуда мы сделали круг по району Гиват Арнон (известным также как "высота 777"), и после затяжного подъема оказались на вершине холма (860 м), называемого "3 моря". В очень ясную погоду (3-4 дня в году) с этой горы можно одновременно увидеть Средиземное море, Мертвое и Кинерет. На самой вершине стоит армейская станция наблюдения, а возле нее есть обзорная площадка.


Долго мы там не задержались, а поехали на соседний холм, где находится ферма  "Гив'от Олам".


Оттуда мы резво съехали в очень живописную долину, по которой проходит дорога, ранее бывшей одной из главных в Самарии - по ней ездили из иорданской долины через Шхем к Нетании.


Последний подъем по непроходной дороге с велосипедом на плечах, и мы в Итамаре.
Поход получился весьма насыщенный, к концу я даже перестал жалеть, что не попал в Арому. Покатушка не из легких. 26 км, суммарный набор высоты 700м.


Все фотки здесь.

Оратор: ezhik_israely
Дата: 2011-03-26 19:34:50
ух ты!
Оратор: ezhik_israely
Дата: 2011-03-26 19:38:08
http://memorial.semya.ws/index.php?option=com_content&view=article&id=176:2011-03-22-10-57-33&catid=7:2009-12-15-20-52-37&Itemid=3 это сайт, который ты делаешь сам?
Оратор: michk
Дата: 2011-03-26 19:40:07
Фоты Сартабы и деревни у тебя без промежутка, я было решил, что это одна фотография, и начак писать восторженный отзыв :-) Ты видел сайт http://www.everytrail.com/ ?
Оратор: igorla
Дата: 2011-03-26 19:47:37
Ну, там действительно виды роскошные ;) Спасибо за линк, забил в букмаркс. Я пользуюсь вот этим - http://www.sports-tracker.com/#/workout/igorla/cn6p06j29fm6sbsq
Оратор: igorla
Дата: 2011-03-26 19:49:24
Да, я создал этот сайт. Но не только я делаю - много помогают фотографиями, иногда статьями.
Оратор: igorla
Дата: 2011-03-26 19:50:15
Ага, классно покатались , аж на 2 поста ;)
Оратор: ezhik_israely
Дата: 2011-03-26 20:12:50
отличная идея! проверь только как статьи смотрятся в Chome, я зашла прочитать твои ссылки и правое меню закрывает часть статьи.
Оратор: ezhik_israely
Дата: 2011-03-26 20:13:50
хаха, я тоже подумала что это одна фотография :)
Оратор: yozhik_
Дата: 2011-03-27 05:24:35
В Аруму устраивают пешии экскурсии 2-3 раза в год. Если будешь следить, попадёшь.
Оратор: igorla
Дата: 2011-03-27 08:43:11
Да, конечно. Рано или поздно попаду ;)
Оратор: igorla
Дата: 2011-03-27 08:47:00
открой ticket A в какой статье меню закрывает? У меня выглядит ровно.
Оратор: ezhik_israely
Дата: 2011-03-27 10:45:45
смотришь в Хроме? вот та ссылка, которая в моем комменте - она смотрится криво
Оратор: igorla
Дата: 2011-03-27 11:37:54
Да, в Хроме. На домашних компах смотрится нормально, попробую на других проверить, спасибо. А какое у тебя разрешение экрана?
Оратор: ezhik_israely
Дата: 2011-03-27 11:58:00
1024х768
Оратор: igorla
Дата: 2011-03-27 12:09:12
А.. понятно. Я затачивал под 1280. Ок, буду думать, как ограничить текст. Сенкс :)
Оратор: igorla
Дата: 2011-03-27 18:53:05
Тов, с помощью жены улучшил ситуацию. Текст теперь не заезжает, но фотки слишком большие для такого разрешения экрана, буду уменьшать.
Reply

Гив'от Олам

самария | искусство |
Permanent Link | 2011-03-24 21:03:00
"Гив'от Олам" - ферма, которая находится к востоку от поселения Итамар. Ее основал 15 лет назад Аври Ран, один из неформальных лидеров "Молодежи холмов". Имя свое ферма получила из Танаха: " Об Иосифе сказал: да благословит Господь землю его вожделенными дарами неба, росою и дарами бездны, лежащей внизу,  вожделенными плодами от солнца и вожделенными произведениями луны, превосходнейшими произведениями гор древних и вожделенными дарами холмов вечных" (Второзаконие, 33-15).

Первое время ферма существовала под статусом незаконного форпоста, но в 2000 году государственные структуры пришли с соглашению с Советом поселений, по которому Гивот Олам получил статус "замороженного" поселка на земле, принадлежащей государству. По мнению адвоката Тальи Сасон, (бывшей начальником отдела в государственной прокуратуре, а в настоящее время она член партии "Мерец") часть земель принадлежат палестинцам.

На ферме производят разнообразные экологически чистые продукты, и весьма успешно. Они продают больше всех в Израиле "органических яиц", 90 % "органических" продуктов, продаваемых "Тнувой", производятся на этой ферме. Ферма выпускает более 30 видов молочной продукции, включая йогурты, козьи сыры и молоко. Кроме этого, действует собственная мукомольня и пекарня.


Несколько лет назад Аври решил заняться виноделием и посадил виноградники. До вина еще дело не дошло, но винный погреб уже готовится.

На холме есть система водосборников. В последнее время их было решено восстановить. Самый большой будет использоваться по первоначальному предназначению, а меньший приспосабливают под винный погреб.



Ферма известна не только весьма успешным хозяйством, но и по оригинальным работам по камню художника Асафа Кардана (зятя Аври Рана). Бордюры на подъездных дорожках, ворота, ведущие в водосборник/погреб.


Самым впечатляющим произведением скульптора является монумент Иегошуа Бен Нуну.
Монумент сделан из камней, собранных в местах деятельности Иегошуа Бен Нуна - Гильгаль, Иерихон, Бейт Хорон, гора Эйваль, Тимнат Харес и из Иордании. Если посмотреть сверху, то видны 7 кругов, символизирующих 7 обходов семью коенами вокруг стен Иерихона, перед их падением. Вокруг монумента посажены 60 оливок, как 60 по десять тысяч сынов Израиля во время Исхода из Египта. Центральной частью композиции является круглый стол, как сказано в псалмах "Твои сыновья как оливы вокруг стола". В центре посажены 2 оливковых дерева. Маленькое, растущее из центра стола, символизирует Иехошуа, а большое указывает на Моше.
Зубчатый периметр стола отбрасывает тень напоминающую стены Иерихона.


Проход посредине монумента символизирует 2 чуда случившемся по пути в Израиль: отступление Красного моря перед Моисеем во время бегства из Египта, и обнажение дна Иордана во время перехода израильтян под предводительством Иехошуа Бен Нуна


Оратор: yozhik_
Дата: 2011-03-24 19:20:32
Мы одно время заказывали у них продукты. Тогда они ещё только начинали, у стоимость минимальной покупки была не очень высокой. Но потом они раскрутились, и теперь нужно заказывать, если не ошибаюсь, на 300 и более шекелей. Так что, покупаю теперь там только, когда бываю в Итамаре.
Оратор: janataha
Дата: 2011-03-24 19:27:40
очень интересно. слышала про ферму, но никогда там не была. вроде туда еще трудных подростков на перевоспитание отдают. республика Шкид в Шомроне. трудным подросткам там очень нравится, ведь большая часть из них просто гиперактивные и им сложно в школе сидеть. так вместо того чтоб риталином пичкать. на месяц к Аври посылают.
Оратор: igorla
Дата: 2011-03-24 20:16:40
У них дороже чем у Ваджи? А как ты туда на машине попадаешь? Через Итамар и выезжаешь через желтые ворота?
Оратор: igorla
Дата: 2011-03-24 20:18:20
Про трудных подростков не знал. Да, место очень живое и красивое, свежий воздух. Один из участников всерьез заинтересовался возможностью поработать там (хоть и не трудный подросток ;)
Оратор: yozhik_
Дата: 2011-03-25 03:28:38
У Ваджи из молочных продуктов есть только козье молоко и сыр. Поэтому сравнивать нельзя. Въезд в центральные ворота Итамара и на одной из первых площадей - направо. Там у них магазинчик.
Оратор: igorla
Дата: 2011-03-25 05:42:51
A, возле детской площадки. Там еще рядом Рахель Циммерман живет, я хотел у нее пастилки купить, но не застал.
Оратор: yozhik_
Дата: 2011-03-25 13:12:40
Как раз сейчас вернулся оттуда. Оказывается, дом Фогелей был в основной части поселения. Я же был уверен, что это отдаленный форпост - в Итамаре таких много.
Оратор: igorla
Дата: 2011-03-25 14:26:06
Да, в новой части.
Reply

Пещера Йогев в Вади Далия, 18.2.11

самария | бекаа | поездки | пещеры |
Permanent Link | 2011-02-21 20:55:00

Поход по вади Далия до открытой 10 лет назад пещеры Йогев оказался популярным, человек 70 пошли. Вел нас Исраэель Розенфельд. Пещера эта далеко не единственная, есть и более известные. mangupli> 3.5 года назад водил туда, yozhik_> написал обстоятельный, как всегда, отчет о том что происходило в этом районе более двух тысячелетий назад.

До пещеры мы шли по вади, и действительно, кое где требовались навыки скалолазания.
Дошли до пещеры. Чтобы оказаться в пещере надо проползти метров 5 по шкуродеру. Стыдно признаться, но я не смог проползти... плечи не прошли. Пришлось, извиваясь как червяк, выползать назад. Я пошел вторым, и это было моей ошибкой, надо было лезть в конце, тогда предыдущие участники расширили бы проход, наверное.
Впрочем, судя по опросу побывавших внутри, кроме летучих мышей там ничего интересного нет. Скорее всего, эта пещера была неизвестна древним обитателям восточной Самарии из-за узкого и скрытого прохода (если он тогда вообще существовал).
Внутрь залезла примерно половина участников - некоторые не хотели пачкаться, а других (нехуденьких) отпугнула моя неудачная попытка ;) . Пещера была так названа по имени экскурсовода, обнаружевшего ее.
Вот так зачастую происходил выполз:


Глядя на эту футболку мне вспомнилась сцена из "Форрест Гампа"


Возле пещеры растут роскошные заросли крапивы.. очень колючей крапивы...


Чтобы не повторяться, решили возвращаться по вади Рафа. Но до него надо было дойти. Вначале мы поднимались по южному склону вади к высоте 325. А на другой стороне ущелья, в одной из пещер живет бедуинская семья, в метрах 70 над дном вади...


 Появились цветочки. Этот, как мне сказали, называется צבעוני ההרים Sun's eye Tulip,


а также разнообразные граффити, скучающих пастухов.




Наверху мы сели перекусить и Израэль рассказал о событиях, происходивших в иорданской долине, лежащей к востоку от нас во втором тысячелетии до н.э.
Примерно в этом месте произошел переход сынов Израиля через Иордан.
"...лишь только несущие ковчег вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана - Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы, - 
вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла
." (Иисус Навин 3, 15-16)
Интересно, что такое чудесное явление природы имело место не так уж давно. Исраель рассказал, что во время сильного землетрясение 1927 года восточная часть хребта Сартаба (Цартан!) обвалилась и запрудила Иордан. На 20 часов!



В принципе, ориентироваться по сторонам света в этом районе несложно, однако если заблудились, то вот еще один из признаков - северная сторона холма намного зеленее...


Несколько километров южнее Цахаль построил модель классических сирийских укреплений, т.н. "сирийская пита", где проводились учения для войны с потенциальным противником.


Спуск по верхней части вади Рафа мне дался тяжело. Что делать, боязнь высоты не лечится, но все таки цепляясь четырьмя лапами я смог пройти все тяжелые участки (а некоторые участники их почти пробежали не сбавляя темпа... я им сильно завидовал ;) Именно здесь, а не на крутом подъеме с меня ручьем полился пот (в буквальном смысле). Фоток не будет, я камеру спрятал в рюкзак, дабы не побить об скалы.

Последний километр мы шли вдоль забора мошава Нетив хаГдуд. Он был так назван в честь Еврейского легиона британской армии, созданного по инициативе Зеева Жаботинского и Иосифа Трумпельдора. В частности, еврейские батальоны участвовали в боях в районе деревни Уджа (восточный конец линии "Двух Уджот").

Поход был заявлен на 12 км. За 3 км до конца  ГПС показал 19 и сдох... Перепад высот - почти 600 метров. Здесь более детальная запись маршрута (почти до конца).
Честно говоря не помню, когда у меня последний раз ноги болели еще 4 дня после похода (несмотря на все растяжки, которые я делал в конце). Тем не менее я доволен, было тяжело идти, но зато интересно ;)


Все фотки.



Оратор: yozhik_
Дата: 2011-02-21 19:20:26
теперь я точно не жалею, что не пошёл. Но ты только представь - мы ходили с Мишей Эзером туда летом...
Оратор: igorla
Дата: 2011-02-21 19:34:12
"Но ты только представь - мы ходили с Мишей Эзером туда летом..." Страшно даже подумать ;)
Оратор: michk
Дата: 2011-02-21 20:06:41
Я туда ходил с Мишей в феврале, но зато с Йоней, которому было 8 лет, и устал не очень сильно. Видимо, тут дело в том, как их водили - эти ребята прут как танки. Кстати, я правильно понял, что это другая пещера, не та, в которую водил Миша?
Оратор: igorla
Дата: 2011-02-21 20:17:46
Да, та пещера, в которую водил Миша, находится метров 300 западнее, мы прошли над ней. Вы ходили до пещеры и обратно? - это "только" 12 км ;)
Оратор: michk
Дата: 2011-02-21 20:26:37
Мы после пещеры поднялись к этим бедуинам, попили у них чаю и потом пошли обратно.Видимо действительно по километрам меньше.
Оратор: upyreg
Дата: 2011-02-22 23:05:25
очень интересный пост! Какова цена этих экскурсий и где можно получить информацию?
Оратор: igorla
Дата: 2011-02-23 07:00:04
Напиши на ahikamdavid@gmail.co​m и попроси добавить в рассылку. Цена - иногда болят ноги ;)
Оратор: upyreg
Дата: 2011-02-23 20:42:40
неужели бесплатно???!!!
Оратор: igorla
Дата: 2011-02-24 06:53:36
Taм цель не бабло срубить, а водить народ в Самарию...
Оратор: vicush
Дата: 2011-02-28 21:02:33
Ochen' znakomaya lusina na pervoi photke. Kak ego zovut, interesno?
Оратор: igorla
Дата: 2011-03-01 05:57:46
"lusina " - это лысина? ;) Не знаю...
Оратор: shurikls
Дата: 2011-03-20 01:13:35
Оказывается, мы вместе в этом походе были! Жаль, что не познакомились. Я так и не написал отчёт, разве что фотографии в фэйсбуке разместил здесь; в том числе пара фотографий в пещере. Кстати, фамилия руководителя Розенфельд.
Оратор: shurikls
Дата: 2011-03-20 01:15:01
link: http://www.facebook.com/album.php?aid=250179&id=1175057366&l=7f8a7b1f1d
Оратор: igorla
Дата: 2011-03-20 03:06:07
Да, действительно жаль. Исправил имя, не знаю, откуда я взял неправильную фамилию ;) Спасибо за линк, теперь я хоть знаю как она внутри выглядела ;) Еще вопрос про фамилии - Исраэль говорил в честь кого была названа пещера, но я не записал и забыл. Ты не помнишь?
Оратор: shurikls
Дата: 2011-03-20 10:58:07
Йогев - это экскурсовод, который обнаружил эту пещеру. Когда я туда вползал, вспомнился старый анекдот: Чапаев и Петька удирают от белых через печную трубу. - Василий Иванович, таз не пролазит! - Ты бы, Петька, ещё корыто с собой захватил!
Оратор: igorla
Дата: 2011-03-20 11:10:41
:))) Спасибо, понял.
Reply

Гора Спрятанного Сокровища

самария | поездки |
Permanent Link | 2011-01-19 21:54:00
К северо-востоку от Шхема, к западу от поселка Бекаот возвышается гора Тамун, нависающая над ручьем Тирца. Название ее действительно происходит от корня прятать, но вряд ли клады. Считается,  что свое название она получила от того, что все окружающие вершины (Гадир к северу и Кабир к югу), хоть ненамного, но выше ее, так что эта гора как будто скрывается от посторонних взглядов. Место это довольно неизвестное широкой публике.
Ходили мы с Двиром, в этот раз под эгидой полевой школы "Кфар Эцион", и с разрешением от армии, что несколько ограничило маршрут прогулки. Собрались в мошаве Бекаот. Он был основан в 1972 году и вначале носил Бекоа. Однако, в 1980 году Комиссия по Именам сменило имя мошава, т.к. уже существовал одноименный поселок, неподалеку от Латруна.
В это утро у ворот поселка было необычайно людно, кроме нашей, пешеходной, группы в 60 человек, там же собирались и велосипедисты. Но их маршрут лежал к востоку.
Первую часть пути мы проделали у подножья, огибая Тамун с севера. Вначале остановились у водосборника, который, судя по исследованиям двух слоев штукатурки, использовался византийцами и в средние века.


Мы продолжили свой путь и через полчаса энергичной ходьбы подошли к бедуинскому хутору, который обосновался на развалинах древнего поселения, носящего имя Атуф. Происхождение имени доподлинно неизвестно, а люди там жили со времен поздней бронзы. Найденные археологами артефакты указывают на то, что там было поселение и во времена Второго Храма, и позже, вплоть до раннего арабского периода (8-9 век). Сегодня остались стены высотой до метра и более высокая башня, которая служила в том числе складом. Чуть выше были найдены погребальные пещеры, типичные для периода до и после нулевого года - 3  ложа и вход закрываемый круглым(обычно) камнем.



Щель для камня-задвижки


Наше появление в деревне вызвало большой интерес, причем с обеих сторон. По крайней мере, объективы работали и у нас, и у бедуинов. Похоже, что турист здесь действительно редкость. А поселок оказался вполне ухоженным, не столько сами дома (хотя и они сильно отличались от других, виденных мною у бедуинов), а подсобное хозяйство - коровник, птичник, склады. Далеко не в каждом кибуце найдутся столь аккуратные и чистые строения. Кроме того, в этом небольшом поселке есть большая школа и мечеть. К деревне тянется ветка от Шхемской подстанции. Позже мы увидели на земле табличку, сообщающую, что электричество было подведено на деньги ЕС. Школа построена, скорее всего, на те же деньги.





После короткого перехода до следующего бедуинского хутора нам предстоял крутой 350-метровый подьем и мы остановились передохнуть возле одного из домов. В комнате 2 бедуинки из-за занавески нас фотографировали, но сами показывались лишь на секунду, так что я их так и не смог заснять - 1:0 в их пользу ;) А на дворе лежала такая самодельная игрушка:


Подъем дался нелегко, зато виды были роскошные. Перешли на северную сторону хребта и сделали большой привал над долиной Тирца.
"Прекрасна ты, возлюбленная моя, как Фирца, любезна, как Иерусалим, грозна, как полки со знаменами. " (Песнь Песней, глава 6, стих 4).
В этой живописной долине течет ручей Тирца, а в западном конце стоял город Тирца, который одно время был столицей Северного Израиля, до того как Омри перенес столицу в Шомрон. Кстати, это указывает на то, что вряд ли Соломон был автором самого известного эротического стиха , т.к. в его время Тирца была захолустным поселком. С другой стороны, может возлюбленная сравнивалась с самой долиной, которая даже при современном климате прекрасна...
Двир утверждает, что это самый красивый вид в Израиле, я не столь категоричен, однако в первую пятерку гора Тамун безусловно входит ;)
Фотки, как всегда, подкачали, но все же поставлю.


Мы не дошли до самой западной точки хребта, т.к. армия не дала разрешения, а жаль. Поэтому мы повернули на восток и перешли на соседний холм. Оказывается, его верхушка имеет искусственное происхождение. Первые 5 метров были заполнены пеплом, костями животных и украшениями. Археологи считают, что на этом месте находилось ханаанское капище (11-12 в. до н.э.). Собственно, 30-вековую золу можно пощупать и сегодня, в одной из ям, оставленных "черными археологами". Так что может быть заголовок поста имеет под собой основания. Пепел как пепел, я бы не отличил от барбекью месячной давности. Впрочем, может это он и есть ;)


Потом мы начали спуск к Бекаот, местами довольно неприятный, по сыпучке. В самом ручье воды нет, т.к. от источников в начале долины она забрана в трубы и идет в 3 арабские деревни.


Поход планировался так, чтобы застать начало цветения, но припозднившаяся зима нарушила планы. Было много свежей зеленой травки, но цветы еще не появились.


Это не грибы, но каменные наросты на скале. (nakaryak> подсказывает, что такие наросты называются "бульбус". Действительно, похожи на луковицу)


А это я, на фоне долины Тирца (спасибо yozhik_> за снимок ;)



Красивые места, особенно если попасть сюда через месяц, когда гора раскрасится цветами, а в долине появятся белые островки миндаля...

Все фотки
Трек (18 км)

Оратор: yozhik_
Дата: 2011-01-19 20:16:27
Дождался я этого поста! :)
Оратор: igorla
Дата: 2011-01-19 20:19:36
Только не говори что много нового узнал! ;)
Оратор: nakaryak
Дата: 2011-01-19 20:22:33
Здорово! За каменные наросты - кажись, это бульбус... Думал как-то целый пост написать об этом слове :)
Оратор: igorla
Дата: 2011-01-19 20:27:31
О, возможно именно это слово я слышал, но не запомнил... Напиши, интересно будет прочитать ;)
Оратор: michk
Дата: 2011-01-19 20:40:31
А что не так с фотками? Вроде всё нормально. Это в последнюю пятницу?
Оратор: igorla
Дата: 2011-01-19 20:43:23
Ta же проблема, что с фотками над ММ - передают действительность процентов на 30... Да, в пятницу.
Оратор: michk
Дата: 2011-01-19 20:48:05
Ну чтобы передать действительность нужно делать съёмку с воздуха соответствующей аппаратурой. Но понимающие люди оценят перепад высот и так :-) У нас в Оге, кстати, была такая же проблема.
Оратор: igorla
Дата: 2011-01-19 20:50:29
Дело не в перепаде высот, он то как раз виден, а в красках. А, ты ходил с Мишей Эзером?
Оратор: michk
Дата: 2011-01-19 20:51:53
Ага, ходил.
Reply

Вокруг да около Эли, 12.11.10

самария | bykes | поездки |
Permanent Link | 2010-11-14 20:59:00
Месяц назад я уже катался в этих местах, и мне захотелось еще. В этот раз собралась внушительная группа - человек 20, что неудивительно - ведь Давид, организатор этой поездки, обозначил этот велопоход как легкий, с суммарным набором высоты 200 м. Я, помню, еще изумился - как смогли проложить такой ровный, к тому же колцевой маршрут на холмах Самарии?
Перед началом мы собрались на небольшом амфи, построенном в память о Амихае Мерхавия и других солдат погибших во время Второй Ливанской войны - в бое за Бинат-Джабель. Пришел его отец, рассказал нам немного о поселении, а также о своем погибшем сыне, который исходил вдоль и поперек холмы Самарии. С холма до родника Героизма проложен тропинка, называемая "дорогой Амихая". По ней мы и поехали.


После короткого, но энергичного спуска мы остановились возле источника Героизма, у подножия холма на котором стоит Эли. Там есть 2 круглых бассейна, построенных в память о семье Волански, погибших в теракте на 60-м шоссе. Один из бассейнов глубокоий, но купаться не захотелось. Во-первых, я еще не успел разогреться, во-вторых, в это время года вода там сильно зеленая...


Оттуда мы спустились на 60-е шоссе, немного по нему проехали и начали огибать Эли с  севера, постепенно поднимаясь в гору. Группа собралась неоднородная по физическим возможностям и сильно расстянулась. Среди нас ехала пара, которым было за 60. В первых рядах они не были, но и не ехали последними. Дай бог мне так кататься в их возрасте...


Большой привал мы сделали в "Палгей Маим", одном из районов Эли. Была пройдена половина маршрута, а уже набрали 200 метров. Впереди нас ожидала еще более тяжелая половина. Вообще-то, этот велопоход был об'явлен "для начинающих", но в реальности он оказался нелегким в плане физических нагрузок. Поэтому треть группы решили срезать и вернуться к машинам. Остальные покатили дальше.


Это легендарный в своем роде караван. Новые районы Эли строились не по ранее утвержденному плану, а по инициативе местной молодежи. Караван на колесах уставливался на колесах на вершине соседнего холма. По закону, берущему начало с турецкого кодекса, "строение на колесах" не является полноценным домом, поэтому не может подлежать сносу. Со временем, вокруг каравана появляются другие, уже более постоянные строения и новый район начинает расти. На каком то этапе добываются нужные разрешения и район официально становится новой единицей поселения, или вообще новым поселком. В других случаях разрешения не дают, и тогда район остается в статусе "незаконного форпоста", иногда несколько лет...
После того как этот караван "основал" несколько новых районов было решено поставить его на вечную стоянку (как "Аврору" ;). Сейчас он используется для проведения разных мероприятий вроде утренников, бар-мицвы итд.


После привала нас ожидало 2 очень крутых подъема. Половину из них я прошел пешком, дюже тяжело было...


Поднялись мы к дороге, ведущей к району Ювель. Вот только дорога какая-то странная - через каждые 100 метров высокие насыпи щебня. Оказалось, что есть иск в Багац от жителей соседней арабской деревни Крайот, утверждающих, что дорога проходит по их землям. Все бы ничего, но выезд на дороги, закрытые для арабов никогда не перекрывают с такой тщательностью...


Последнюю часть пути мы прокатились вниз с ветерком. Не зря же столько вверх карабкались!


Этот поход получился не таким красивым и интересным, как предыдущий, зато более тяжелым. Явно не для начинающих, более 500 метров суммарного подъема. Так что ножки гудят. И это тоже хорошо ;)


Бонус: утром я ехал в очень плотном облаке.


Все фотки здесь.
Запись трека.

Оратор: michk
Дата: 2010-11-14 20:32:09
Крут!
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-14 20:44:40
Да, я птица большая, я птица сильная, только на всю голову ... ;)
Оратор: michk
Дата: 2010-11-14 20:45:40
Ну не на всю :-) Вообще-то конечно надо что-то учудить в декабре.
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-14 20:47:21
Да, каньоны уже заждались ;)
Оратор: nakaryak
Дата: 2010-11-14 21:33:26
Здорово! А кто организатор и где можно увидеть анонсы?
Оратор: igorla
Дата: 2010-11-15 04:20:18
Напиши на haydav@gmail.com, его зовут david hay, пусть добавит тебя в рассылку. А на эту поездку я вывешивал анонс.
Оратор: nakaryak
Дата: 2010-11-15 08:31:57
Пасиб, написал.
Reply

Суккот у самаритян, 22.10.10

самария | религии | поездки | самаритяне |
Permanent Link | 2010-10-23 14:00:00

Я уже ездил к самаритянам на Суккот с mangupli>, но не на сам праздник, а в будние дни. Зато неделю назад seagull_gull> кинула клич в . Итак, в 5 часов утра на заправке Ариеля собралось человек 15, страдающих бессоницей. Никто не опоздал и мы поехали на гору Гризим, священную для самаритян, где уже началась праздничная молитва.
Уже от самых ворот меня впечатлила картина: люди в белых балахонах на плато вершины, немного ниже лежит облако и доносится  мощная многоголосая молитва.


Немного об особенностях праздника. Самаритяне празднуют Суккот, посколько он описан в Торе (в отличие от Пурима и Ханукки).  Основа праздника та же, но есть различия в деталях.
Шалаши они, как правило, строят внутри дома. Первые века после формирования общины (время строительства Второго Храма), шалаши ставились на улице, что близко отражало суть праздника - реконструкция блуждания евреев с Моше по пустыне. Но в какой то момент, из-за преследований соседских, более сильных народов, они были вынуждены прятать шалаши в доме. Когда это произошло, я до конца не понял. На их сайте написано, что изменение произошло в 16-м веке во времена турецкого владычества. С другой стороны, из разговора с одним из самаритянских священников я узнал, что шалаши спрятали уже в 5-м веке, после христианизации Римской империи. Хотя сегодня они живут в мире, как с евреями, так и с арабами, но традиция осталась.
Так как сукка была перенесена в дом, то надобность в стенах исчезла, зато на потолке сосредоточились все усилия. И не зря - самаритянские кущи неизменно радуют глаз. В каждом доме в потолок вбиты 4 крючка, на которые перед Суккот подвешивается сетка, в которую вставляют плоды урожая - лимоны, памелы, апельсины, перцы. Из этих фруктов и овощей составляют узоры - от простых геометрических до мозаичных картин, изображающих солнце, дома, цветы итд. Иногда плоды укладывают в несколько рядов, и картины становятся рельефными.



(фотографии взяты отсюда)

Праздничный день у них тоже приравнивается к Шабату, хотя не все так строго как у евреев. Скорее, на реформистский манер. Они не работают, не водят машину. Но ездить в транспорте не возобраняется, однако только к месту молитвы. Пользоватся всякими электронными приспособлениями также нельзя, но они не видят ничего греховного самим сфотографироваться. Даже наоборот, нас несколько раз просили запечатлить их  и давали свои емайлы.
Первая молитва проводится в 2 часа ночи, ближе к рассвету подтягиваются женщины и дети (а также папараци, которым не спится).




Когда мы появились, молитва проходила на месте "сотворения мира", по версии самаритян. Я сделал несколько кругов вокруг и послушал разговоры, благо многие говорили между собой на иврите - из Холона приехало 4 автобуса. Тут я окончательно убедился, что евреи и самаритяне близкие родственники. Обстановка как в синагоге. Те кто сидят ближе к священнику усердно молятся, в задних рядах обсуждают что угодно - я услышал пылкий диалог о преимуществах нового MS Office, а в другом углу гадали о результате вчерашнего баскетбольного матча...



Потом первосвященник со свитком торы повел народ к месту, где Авраам хотел принести в жертву своего сына. Там молитва продолжилась, причем намного красочней и внушительней.


http://www.youtube.com/watch?v=S8PH6h7iKoQ
&hd=1

Самаритяне молились, а мы смотрели и фотографировали. К сожалению, не обошлось без экцессов. Некоторые из фотографов слишком бесцеремонно тусовались среди самаритян и совали объективы чуть ли не под нос молящимся, реально им мешая :( Жаль, надо элементарно уважать чувства верующих. А то ведь не факт, что на следующем празднике будет такой же открытый вход...
Впрочем, сегодняшние самаритяне действительно добрые. Хоть наше присутствие их напрягало, но в разговоры после молитвы они вступали охотно. Один парень, лет 14, видимо не слишком довольный "ночной сменой", высказался примерно так: "Надо же, оказывается есть идиоты, которые ни свет не заря приезжают фотографировать других идиотов, которые молятся в то же время." А потом сокрушенно добавил: "И я тоже в этом участвую".
Кое-где велись межконфессиональные споры ;)
<диалог>


Были и дети. Они с удовольствием позировали, и даже настаивали, чтобы их сфотографировали.




Женщины на молитве присутствовали, хоть их было немного. В основном молодые девушки. Но вот их прикиды вызвали у меня оторопь, в первую очередь своим разбросом. От закрытых, в арабском стиле платьев до мини-юбок (очевидно, холонских соплеменниц). От домашних купальных халатов (ей богу, вышла из микве с мокрыми волосами, завернулась в халат и пошла на гору ;) до элегантных европейских костюмов.



(Последняя фотография сделана nakaryak>, a я просто засмотрелся ;)

Кроме нашей группы, там еще была группа голландского телевидения, а также m_k>, [info]tozhe_kot,  [info]mitiaf,


Музей по случаю праздника был закрыт. Мы немного послонялись по Лузе, спустились к месту пасхальных жертвоприношений, за ним я увидел стену с табличками. Что на них написано - я не знаю. Один из местных жителей, сказал, что эти таблички повешены в честь 12 колен, но табличек было штук 20.


Потом перешли через дорогу и оказались на весьма заброшенной детской площадке, заваленной... ушными палочками (WTF?). Кто то пошутил, что это место напоминает Зону, и весьма подходит участникам сообщества  ;)


 Потом seagull_gull> с тоской в голосе пожаловалась, что нас никто не приглашает в сукку. И Бог услышал ее просьбу. Буквально через минуту возле нас остановился паренек и предложил зайти к нему. Два раза нас упрашивать не пришлось. Этот парень оказался сыном одного из священников. Нас провели в салон, усадили под суккой и угостили  конфетами. Хозяин дома говорил неплохо на иврите, оказалось, что в 1967 году в 8 лет он учился в ульпане. Его жена говорила похуже. Он и расказал нам про то как строят сукку. Мы у них пробыли минут 15, за это время к ним дважды заходили соседи, поздравляли с праздником, и почти сразу же шли дальше. Очевидно, мы немного засиделись у них, поскольку в конце нам прозрачно намекнули, что пора и честь знать. Дык интересно же! ;)



Очень впечатляющая поездка. Спасибо seagull_gull> за инитициативу и всем соучастникам поездки :)


Все фотки здесь.

Другие отчеты:
http://nakaryak.livejournal.com/25639.html
http://losew.livejournal.com/50119.html
http://seagull-gull.livejournal.com/376417.html



Оратор: nakaryak
Дата: 2010-10-23 12:11:33
Очень удачно мы съездили - не зря встали ни свет ни заря. Рад знакомству!
Оратор: te_el
Дата: 2010-10-23 13:30:05
Улица, на которой девушки в мини - это Кирьят-Луза?
Оратор: igorla
Дата: 2010-10-23 14:37:23
Да, безусловно! И мне было приятно воочию познакомиться :)
Оратор: igorla
Дата: 2010-10-23 14:37:55
Вот именно...
Оратор: igors70
Дата: 2010-10-23 15:30:18
А на каком языке они обычно говорят?
Оратор: igorla
Дата: 2010-10-23 17:11:43
На арабском. Холонские самаритяне между собой говорят на иврите, но, как правило, знают и арабский.
Оратор: evrikab
Дата: 2010-10-23 21:25:01
Невероятно интересно!
Оратор: plasmastik
Дата: 2010-10-24 01:46:30
А вот и мой репортаж — http://plasmastik.livejournal.com/714028.html
Оратор: igorla
Дата: 2010-10-24 06:17:18
Вах, какие фотки!!!
Оратор: igorla
Дата: 2010-10-24 06:21:08
Завтра вечером собираются поехать в гости к холонским самаритянам - http://community.livejournal.com/stalker_il/34602.html
Оратор: plasmastik
Дата: 2010-10-24 08:51:23
Спасибо:)
Оратор: upyreg
Дата: 2010-10-24 10:15:38
Очень интересно!Много раз хотел сам побывать там. Интересно как такая немногочисленная группа людей заключает браки в условиях нашей маленькой страны?Или у них нет проблемм с браком с евреями и арабами? Мужчины очень внешне евреев напоминают(некоторые уж совсвем ашкеназы),а женщины более восточные...мне так показалось? Чем закончился межконфессиональный спор на фотографии? Тору они Торой называют?на каком языке у них Тора?
Оратор: igorla
Дата: 2010-10-24 10:55:31
Стоит поездки, у них там еще есть интересный музей. По поводу браков.таки да есть проблема. Несколько лет назад первосвященник разрешил браки с иноверками (а может и иноверцами). nakaryak давал линк на фильм Гранкина - http://vimeo.com/2879404 Лица там разные, но в основном семитские ;) Как обычно, стороны остались при своем мнении ;) Да, Торой. Тора написана на ранней версии иврита, их дети учат этот язык в хедере.
Оратор: upyreg
Дата: 2010-10-24 11:00:23
под ранней версией иврита вы подразумеваете арамейский??или это древний иврит?буквы/язык сильно различается??(если нето то почему на иврите некоторые не очень говорят?) Это не опасно-все таки рядом с Шхемом..или там есть присутствие армии?
Оратор: igorla
Дата: 2010-10-24 11:58:43
Это вариант палео-иврита (http://en.wikipedia.org/wiki/Samaritan_Hebrew_language) Пример можно посмотреть здесь - http://gallery.photowork.biz/Samaritan_Sukkot-22_10_10/pages/image/imagepage52.html Географически К. Луза находится метров 300 над Шхемом, чуть ниже деревни есть армейская база. К ним часто возят экскурсии. Но это территории со всеми вытекающими...
Reply

На 2 колесах в долине Шило, 1.01.10

самария | bykes | поездки |
Permanent Link | 2010-10-02 00:07:00

Я уже был в этих живописных уголках Самарии и задумывался о том, чтобы покататься там на велике. Однако, кататься в одиночку в этих красивых, но не всегда спокойных местах, может быть вредно для здоровья... Поэтому, когда получил рассылку о велопоходе в долине Шило, то почти сразу записался.
Мне казалось, что на это мероприятие соберутся десятки, если не больше, велосипедистов, но записалось всего 15, а пришла половина из них. Впрочем, я не расстроился из-за этого ;). Организатором был Двир Равив, с которым я уже ходил по Самарии ранее. Вторым гидом был Барух. Мы разделились на две группы: "профи", которые должны были добавить к основному маршруту еще два крутых подъема, и "любители", для более спокойного маршрута. Первую группу вел Двир, вторую Барух. У меня цель была не спортивная, так что я поехал с "любителями" ;) Впрочем, первую часть пути мы ехали вместе. 
Стартовали из Гиват-хаРое, одного из районов поселения Эли, хоть и лежащего по другую сторону от 60-й трассы. Сначала поехали на Хирбет Эл-оф, где останавливалось колено Дан, во время переселения на север. В этих краях жил один богач по имени Миха, и к нему прибился  один молодой левит, который поселился на этой горе. Через него проходили разведчики из колена Дан, а позже и остальные соплеменники. Надо сказать, что эти ребята из колена Дан были теми еще разбойниками:
18 Когда они вошли в дом Михи и взяли истукан, ефод, терафим и литый кумир, священник сказал им: что вы делаете?
19 Они сказали ему: молчи, положи руку твою на уста твои и иди с нами и будь у нас отцом и священником; лучше ли тебе быть священником в доме одного человека, нежели быть священником в колене или в племени Израилевом?
...
Когда они удалились от дома Михи, жители домов соседних с домом Михи собрались и погнались за сынами Дана,
23 и кричали сынам Дана. Сыны Дановы оборотились и сказали Михе: что тебе, что ты так кричишь?
24 (Миха) сказал: вы взяли богов моих, которых я сделал, и священника, и ушли; чего еще более? как же вы говорите: что тебе?
25 Сыны Дановы сказали ему: молчи, чтобы мы не слышали голоса твоего; иначе некоторые из нас, рассердившись, нападут на вас, и ты погубишь себя и семейство твое.
26 И пошли сыны Дановы путем своим; Миха же, видя, что они сильнее его, пошел назад и возвратился в дом свой.
27 А сыны Дановы взяли то, что сделал Миха, и священника, который был у него, и пошли в Лаис, против народа спокойного и беспечного, и побили его мечом, а город сожгли огнем.
(Судьи, глава 18)
На древних картах этот холм еще называется Герев, по имени города где жил Миха. Из того времени сохранилось микве, винодавильня, водосборник и пещера захоронения. Позже, во времена восстания Бар-Кохбы были прорыты несколько потайных ходов. На холме стоят 2 здания, одно, т.н. "здание Шейха", предположительно было построенно мамлюками, второе, похожее на общинный дом, возвели лет 200 назад.
С холма в ясную погоду видны башни Тель Авива, я смог углядеть только Педуэль.


Оттуда мы спустились к 60-й дороге и в тени оливковых деревьев перекусили. После чего мы разделились на "профи" и "любителей", и покатили по своим маршрутам, договорившись встретиться в 10 утра в поселении Кида. Первую остановку мы сделали в поселении Ишув Даат. Жители этой деревни пытаются организовать экологически чистый цикл жизни и производства. Переработка воды и бумаги, опилки в туалетах, которые потом идут на удобрения итд. На входе у них гостеприимная палатка  и чайный уголок.



Мы немного отдохнули после затяжного подъема и пошли освежиться в микву.
Миква представляет собой водосборник, метров 10 до поверхности воды. Я туда спустился по лестнице, и с наслаждением погрузил свои перегретые мощи в холодную воду. Это было волшебно! Как будто обнулил счетчик усталости...


Оттуда поехали на обзорную площадку Кида, где раньше находилась военная база. Глядя на роскошный вид на предгорье и иорданскую долину, совершенно не хотелось оттуда уходить. К тому же на футбольном поле арабской деревни Дума начался матч ;)



Начиная с Ишув Даат наш путь проходил по хребту гор водораздела. Без крутых подьемов и спусков, кати в свое удовольствие и наслаждайся горными видами. По щебенке мы поднялись в новый форпост Эли-Аин, где четверо молодых парней 16-17 лет построили из местного камня дом и держат стадо баранов. Можно быть правым или левым, поддерживать поселения или наоборот. Одно мне ясно: если в Израиле где-то сохранилась идеология "пионеров" начала 20-го века, которые создали Государство, то именно в этих "детях холмов", которые перед армией не гуляют на дискарях или сидят, уткнувшись в компы, а своими руками творят свое будущее...
Сейчас они начали строить еще дом - один из парней скоро женится...



Из этой самой дальней точки маршрута мы покатили в Кида, где должны были встретиться с "профи" у дома Нетаниеля, коллеги Двира по походам. Самого Нетаниеля дома не было, но его жена угостила нас соками. Мы набрали воды и отдохнули в тени деревьев у дома.


Далее Двир с "профи" поехали на мицпе Кида и в Эли-Аин, а мы двинулись к финишу. Конец маршрута не подкачал - в ожидании Двира мы поплавали в источнике Эйн Оз. Сам источник небольшой, но возле него сделали 2 круглых бассейна. Этот замечательный уголок был сделан в память о Хареле Оз Бен-Нун, который вместе с его другом Шломо Либманом были убиты из засады во время похода 4 августа 1998 года...



Замечательный поход. Даже в конце лета эти буро-выжженые холмы радуют глаз, а уж весной... Я надеюсь, что сделают подобный маршрут в конце зимы.

----------
Запись трека показала 29 км, спидометр у другого участника насчитал 33 км. По моим ощущениям мы проехали километров 25...


Все фотки здесь.
Файл трека здесь.



Оратор: yozhik_
Дата: 2010-10-02 10:38:53
Так и здесь Двир ведёт продвинутые группы? Вот это да.
Оратор: igorla
Дата: 2010-10-02 10:45:13
Ага. И также никого не ждет. В 7:10 мы уже крутили педали ;)
Оратор: labosha
Дата: 2010-10-02 12:30:00
Я бы озаглавила пост:"Искатели приключений на свою зэдэцэ на 2 колёсах в долине Шило". Что, засады отменили в связи с "мирным процессом"? Или любители этих засад превратились в овечек, пасущихся на фоне нофа, которым ты любовался?
Оратор: igorla
Дата: 2010-10-02 12:32:41
У ребят были пистолеты, и военный джип наблюдающий за происходящим с горки...
Оратор: labosha
Дата: 2010-10-02 12:45:23
Наши военые явно не загружены,что отрадно.
Оратор: anno_nin
Дата: 2010-10-02 13:36:25
Как здорово! Места сказочные (в смысле.. много агадот сложено о том крае)
Оратор: bigus
Дата: 2010-10-02 17:42:49
О, любимые горки
Оратор: anutka_il
Дата: 2010-10-02 17:52:15
а я не буду ворчать про овечек. ;) круто это вы!
Оратор: michk
Дата: 2010-10-02 18:04:37
Круто! Иногда я жалею, что велосипед - не моё.
Оратор: wild_hedgehogs
Дата: 2010-10-02 20:37:15
Хе-хе, да ты любитель горячих маршрутов! Риспект и уважуха и слава Богу, что все прошло гладко! Очень интересно, красиво, драйвово. История про 4-х парней растрогала почти до слез. На таких мир держится! А чего это вы кроссовках на коврики для отдыха влезли? Ай-яй-яй! (грозя волосатыми Ежжыными пальчиками)
Оратор: igorla
Дата: 2010-10-02 20:39:29
Ну да, в свое время плотность поселений и событий была даже выше чем сейчас...
Оратор: igorla
Дата: 2010-10-02 20:40:16
Ага, одно из самых козырных мест в Самарии.
Оратор: igorla
Дата: 2010-10-02 20:41:23
Крутые ребята в stalker_il тусуются, а я так, погулять вышел ;)
Оратор: igorla
Дата: 2010-10-02 20:42:08
Точно не твое? У вас на Кармеле, говорят, такие красивые маршруты есть...
Оратор: igorla
Дата: 2010-10-02 20:45:16
Да не, все было пасторально ;) Это не единственная четверка, там на почти у каждого форпоста своя история... А что, снимать надо? По мне так лучше чистые кроссовки, чем потные (извините) носки ;)
Оратор: michk
Дата: 2010-10-02 21:06:30
Точно, я проверял :-(
Reply

Рахель Циммерман и ее экологическая ферма

экология | люди | самария | поездки |
Permanent Link | 2010-06-05 20:05:00
Чем привлекает Израиль? Богатой историей и археологией трех тысячелетий? Уникальными природными ресурсами вроде Мертвого Моря? Мне кажется, что в первую очередь целеустремленными (иногда и фанатичными) людьми, количество которых на кв. километр намного выше чем любой другой стране. Есть такое понятие - "Иерусалимский синдром". Обычно он сопровождается деструктивными действиями к себе или к окружающим. Изредка, появляются люди, которые вкладывают всю свою энергию в созидание...

В пятницу мы ездили на очень насыщенную экскурсию с aviezer>. Про самаритян я уже писал, может еще добавлю несколько строчек позже. А про ферму Циммерман стоит рассказать.
Ближе к полудню мы приехали в поселение Итамар на ферму семьи Циммерман. У теплиц нас встретила Рахель Циммерман, владелица этого хозяйства. История ее жизни необычна, как и ее ферма.
Она родилась и до 18 лет жила в Канаде. 29 лет назад Рахель увлекалась индийской философией и решила поехать в Индию. Но пути она остановилась на пару месяцев в Израиле, где должна была встретить своего гуру и вместе с ним отправиться в страну слонов. Ее гуру оказался активистом "Шалом Сейчас!" и предложил ей пожить в одном из весьма левых кибуцев - в Лахаве. Ей там не понравилось - она искала богатую духовную жизнь, но грубые кибуцники и не слышать не хотели о всяких медитациях. Она перебралась в другой кибуц, где повторилась та же история. Тогда она прослышала о религиозном киббуце в Негеве и переехала туда. Там она заинтересовалась иудаизмом, начала ходить в мидрашу. Потом некоторое время училась в иерусалимской мидраше, но когда та перебралась в Кирьят Арбу, Рахель не поехала за ними - по своим убеждениям она по прежнему была весьма левой и не хотела ездить за "зеленую черту". Тем не менее, ее подружке удалось в конце концов вытащить ее в Хеврон, где она провела субботу в доме р. Левингера. На исходе субботы в комнату постучался и вошел статный парень. "Как его зовут?" - спросила Рахель у подруги. "Алон" - ответила та. "Он будет моим мужем!"  - убежденно заявила Рахель, и действительно, через несколько месяцев они стояли под хупой.
Через какое то время они перебрались в недавно образовавшийся поселок Итамар, вблизи Шхема. Рахель, по своему увлечению восточной философией, была (и есть) приверженцем здоровой растительной еды. Алон учился на биолога. Довольно скоро они решили заняться сельским хозяйством, следуя двум принципам: выращивать экологически чистые продукты ( что в то время в Израиле никто не делал), и делать это исключительно еврейским трудом. Путь их был, конечно, тернист. Тем не менее, они выращивали и продавали помидоры, груши, яблоки и др. После начала второй интифады стало сложно вывозить готовую продукцию в Иерусалим и к побережью - грузовики иногда обстреливались, дороги перекрывала полиция в поисках террористов, что создавало многочасовые пробки. После одной особо неудачной поездки, грузовик с помидорами вернулся, причем томаты уже находились в клинической смерти. Тогда Рахель всю ночь жарила помидоры, приготовив из них томатную пасту, которую после этого продавала соседям. Этот случай изменил бизнес-модель их хозяйства. Они перестали продавать овощи и фрукты в первозданном виде, но  вместо этого на месте перерабатывать их в варенья, соленья, сушеные фрукты, пастилы итд.
Полтора года назад, родители Алона очутились в тяжелом физическом состоянии, и с тех пор он бОльшую часть времени ухаживает за ними. Но Рахель не опустила руки и продолжила заниматься фермой.
Чем сегодня занимается Рахель в своем хозяйстве? Во первых фрукты и овощи на 15 дунамах - сливы, груши, персики, сладкие перцы, помидоры, ягоды, аспарагос и др. Кроме этого она разводит специальных жуков для биологических инститов, а также редких рыб для рыбных хозяйств разных кибуцев.
Что собственно значит экологическая ферма Циммерман? Использование натуральных удобрений (а по простому коровьего навоза без добавок), опрыскивание составом основанном на соке растений, золе и растительном масле. Особое внимание уделяется эффективному использованию воды. У них есть 2 бассейна, которые наполняются дождевой водой. Этой воды им хватает на 7 месяцев для полива, часть времени в нем разводят рыб, чьи испражнения также идут на удобрения. Кроме того, на теплицы (в которых растут вперемешку фруктовые деревья и овощи) натянута не водонепроницаемая пленка, а мелкая сетка, которая создает тень и в тоже время пропускает дождевую воду на деревья.
Upd. от aviezer> - "...Другой её "патент" - удобрение куриным пометом. Следует отметить, что семья Циммерман не имеет машины, не пользуется пелефонами, компьютерами... Без машины трудно доставлять помет на грядки. Тогда Рахель покупает кур и сажает их в клетки на колесах типа детских колясок. Пол клеток - крупная сетка. Рахель катает клетки между грядками, переставляет их с места на место, а курицы тем временем работают!"
Ее кредо - создать хозяйство зависимое как меньше от внешних факторов - брать минимум воды от государства, использовать естесственные удобрения из хозяйства, не связываться с распространителями готовой продукции. Совершенно безумная с экономической точки зрения модель, которая все таки работает...
Теперь самое интересное. Сегодня всем этим хозяйством, включая заводик по переработке, руководит Рахель. Кем она руководит? В основном собой. У них нет ни одного наемного рабочего. Львиную часть работы делает сама Рахель. Иногда ей помогает муж, изредка дети (которые не унаследовали любовь к с/х). Бывает, что приезжают ученики из сельскохозяйственых школ на несколько дней, чтобы, собирая урожай, поучиться ведению экологической фермы. Но в основном она сама собирает урожай, перерабатывает его, делает подарочные корзины для продажи итд, итп. Кроме того, у них 10, уже взрослых детей и 5 внуков. А еще каждое утро она бегает полтора часа...
На наши настойчивые вопросы, почему бы ей не взять постоянных помощников, она отвечала, что это ее предназначение заниматься с/х на Святой Земле, и пока у нее есть силы и  Бог благословляет ее начинания, она будет продолжать сама. Трудно поверить, что она в состоянии заниматься практически в одиночку всеми этими делами, тем не менее, лавина энергии, исходящая от этой 50-летней женщины убеждает в реальности рассказанного.

--------
Мы посмотрели на теплицу, где яблоки и сливы росли вперемешку с помидорами "шерри" и болгарскими перцами, бассейны с рыбами и пошли собирать ежевику. К сожалению, она отказалась продать нам что-нибудь из ее продукции, мотивируя это нехваткой времени - скоро Шабат заходит, а у нее еще куча несобранного урожая. А может быть все уже распродала.






Другие отчеты:


Оратор: aviezer
Дата: 2010-06-06 00:30:56
Спасибо за хороший отчет! Хочу добавить, что Рахель не имеет никакого специального образования, поскольку рано вышла замуж, начала рожать детей, жить на поселении... Кроме кипучей энергии, она обладает колоссальным воображением и массой идей. Кто-то другой, наверное, превратил бы эти идеи в зарегистрированные патенты. Например, идея опылять деревья от вредителей вулканическим пеплом. Месяц назад Рахель показывала мне яблоню, которая болела и никак не расцветала. После процедуры с вулканическим пеплом она вдруг зацвела! Другой её "патент" - удобрение куриным пометом. Следует отметить, что семья Циммерман не имеет машины, не пользуется пелефонами, компьютерами... Без машины трудно доставлять помет на грядки. Тогда Рахель покупает кур и сажает их в клетки на колесах типа детских колясок. Пол клеток - крупная сетка. Рахель катает клетки между грядками, переставляет их с места на место, а курицы тем временем работают!
Оратор: igorla
Дата: 2010-06-06 09:42:53
А, речь шла о вулканическом пепле? А где она его берет?
Оратор: aviezer
Дата: 2010-06-07 21:30:07
Я забыла у нее спросить. Где-то покупает. Она не очень хорошо говорит на иврите, ак что у нее это звучит как "хар гааш".
Оратор: igorla
Дата: 2010-06-08 04:53:05
В Исландии наверное закупает ;) Спасибо за добавления, обновил пост.
Оратор: olmas
Дата: 2010-06-15 12:02:35
очень жаль, что у меня не получилось поехать с Авиталь туда. спасибо вам - прекрасный рассказ и фотографии! можно попросить вас запостить этот рассказ (копи паст) в наше сообщество? http://community.livejournal.com/all_israel/profile (по просьбе модераторов) спасибо!
Оратор: igorla
Дата: 2010-06-15 13:32:27
Спасибо :) Послал.
Reply
| Previous
Дневник Интроверта (1961)
Titles only


army(41) asa-104(20) bykes(82) canada(2) chinese(1) dancing(1) driving(4) finance(2) flash(1) flyboard(1) gadgets(10) halloween(5) harry potter(23) hinam(1) hitech(1) humor(89) la plagne(11) lgbt(2) livejournal(30) millburn(4) music(4) paint(1) programming(24) relocation(3) rip(1) search(1) segway(1) spoons(5) spoons-canada(1) spoons-canada-stuff(1) spoons-georgia(1) spoons-germany(2) spoons-germany-drezden(1) spoons-germany-schwarzwald(1) spoons-usa(1) spyware(1) tignes(8) upstate(4) via ljapp(48) watchung reservation(1) western(1) windows(4) wine(4) xmas(1) аварии(1) авиация(5) автомобиль(2) алкоголь(1) амиши(1) археология(11) атлантический океан(1) байкал(2) байкал-2007(9) барселона(5) бедуины(8) бейт шеан(3) бекаа(11) бекаат оно(2) ближний восток(3) бней брак(3) бостон(3) быт(4) вифлеем(3) вождение(1) война(29) ворона(8) выборы(15) галилея(33) геология(1) греция(20) гуш катиф(1) ддт(7) детское(256) джерси сити(1) дзюдо(1) днепропетровск(2) египет(1) железная дорога(5) жизнь в сша(110) забавно(8) задачки(31) заплыв в кинерете(8) здоровье(20) землетрясения(5) иврит(6) игры(1) иерихон(4) иерусалим(68) иерусалимские горы(12) израиль-2015(1) изреельская долина(4) индия(1) интернет(18) иордан(1) иордания(22) иран(1) искусство(33) ислам(6) история(34) источники(1) иудаизм(56) иудейские горы(25) иудея(10) йом кипур(16) кармель(2) каяк(75) квартира(14) киббуцы(5) кинерет(15) кино(29) книги(31) концерты(25) космос(1) кретины(19) кузнечное дело(2) кулинария(1) курьез(214) левин(3) лингвистическое(8) личное(4) лыжи(27) лытдыбр(40) люди(64) мадатек(1) маразм(3) мафынка(3) медведи(1) мемориал(93) мемуары(4) мертвое море(3) мечта идиота(1) микроскоп(5) море(22) москва(2) музеи(6) музыка(15) мысля(12) назарет(2) наука(6) негев(14) новости(1) новый год(3) ностальгическое(13) нью джерси(10) нью йорк(55) нью провиденс(5) обезьяны(1) образование(3) общество(4) оксана(7) опросы(2) ориентирование(3) палестинцы(19) парады(4) парк леуми(3) пенсильвания(3) песни(10) петра(9) пещеры(20) погода(58) поезда(1) поездки(275) политика(76) потреблядство(3) почта(3) прага(4) предгорье(15) природа(102) психология(4) псой(2) пузыри(4) пурим(6) пчелы(3) работа(38) религии(17) ремесла(12) рестораны(5) рига(4) россия(3) рыбалка(2) рыцари(3) салезианцы(1) самаритяне(1) самария(35) сволочи(32) север(27) семья(11) сионизм(18) скалодром(1) слова(2) сми(1) снеппелинг(7) сны(3) спб(18) спорт(42) статистика(1) стеклодувы(8) столяр(2) сша(45) танцы(1) тверия(4) театр(53) тель-авив(38) тесты(96) трамполина(3) туризм(3) турция(6) флешмоб(7) флорида(2) форумы(2) фото(100) фотоитоги года(16) франция(11) фундаментализм(2) хайфа(16) ханукка(7) хоккей(2) хомяки(1) христианство(49) цирк(2) черешня(1) чехия(1) шаов(5) шарон(1) швиль исраэль(3) школа(32) шм(39) шоколад(2) шфела(11) эйлат(2) экология(16) экономика(3) экскурсии(5) яхта(34) צופים(8)

Locations of visitors to this page